Требуется рабочий класс
Ежегодно мы готовим 70% специалистов с высшем образованием и 30% — со среднетехническим. Нужно — наоборот
Недавно на улицах Киева и других больших городов появились бигборды с изображением дорожного знака «Уступи дорогу» — треугольника с красным ободком, в середине которого рекламисты поместили черную руку. Надпись гласит: «Стране не хватает рабочих рук». Эту социальную рекламу заказали Министерство социальной политики Украины и Государственный центр занятости с оглядкой на ситуацию, которая сложилась на нашем рынке труда. Цель такого обращения к людям, как и цель специальных уроков в школах «Уроки реальной трудовой жизни», которые с недавних пор проводят специалисты служб занятости — давать детям и взрослым правильную ориентацию на существующем у нас рынке труда. Эксперты уже давно говорят о том, что Украина переполнена юристами и экономистами, в то же время некому работать на заводах, фабриках, стройках, а также в сельском хозяйстве. Предполагают, что такой дисбаланс угрожает даже национальной безопасности Украины, потому что элементарно некому поднимать экономику. Какие причины дефицита рабочих рук в Украине, и что можно и уже делается в государстве для того, чтобы изменить ситуацию, «Дню» рассказал директор Государственного центра занятости Украины Владимир ГАЛИЦКИЙ.
— Не так давно общественный Совет учителей и ученых заявил, что за годы независимости в Украине закрыли 400 профессионально-технических училищ. Насколько это соответствует действительности, и как влияет уменьшение количества профессиональных работников на экономику страны?
— Насколько отвечают действительности сведения о закрытии именно этого количества ПТУ, точно может ответить только Министерство образования и науки. Однако основания для подобных выводов реальны и ощутимы. В настоящий момент, когда из активной деятельности ушло поколение специалистов, которые сформировались на техническом подъеме космических успехов, и резко упал престиж инженерных и рабочих профессий, сократился прием на технические специальности в учебные заведения всех типов. Количество инженеров не достигает и пятой части общего выпуска специалистов с высшим образованием, а число учащихся ПТУ — в шесть раз меньше студентов вузов. Но нехватка рабочих кадров — следствие многолетних деструктивных процессов.
В начале 1990-х, после развала Союза, на волне эйфории, никто и не думал о том, что вместе с крушением «совка», его догм и устоев рухнут (в буквальном смысле этого слова, ведь многие превратились в руины) заводы-гиганты, придут в упадок целые отрасли, массовые увольнения возродят «буржуазное» понятие «безработица», будет разрушена идеология коллективного труда... Только в 1997 году начали оживать и подниматься наши предприятия...
Сегодня квалифицированному сварщику или фрезеровщику работодатель готов платить более тысячи долларов в месяц. Вот только взять этого фрезеровщика негде. И сегодня дефицит рабочих кадров угрожает устойчивому развитию экономики Украины.
— Насколько проблема кадрового голода актуальна? В каких отраслях?
— Сегодня главной проблемой на рынке труда страны является дефицит квалифицированной рабочей силы, причем практически во всех отраслях экономики. В течение восьми месяцев текущего года 204,1 тыс. работодателей сотрудничали с государственной службой занятости в подборе кадров, в частности, было зарегистрировано 1 млн. 556 тыс. вакансий. Наибольший спрос на работников отмечается в строительстве, на предприятиях торговли, по ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления, в перерабатывающей промышленности. Также сегодня в Украине существует проблема количественного и качественного дисбаланса между спросом и предложением на рабочую силу.
В условиях роста промышленного производства особенно большое значение приобретает вопрос кадрового обеспечения отраслей экономики. Значительная часть предприятий по всей территории Украины испытывает потребность в квалифицированных рабочих, в частности, токарях, фрезеровщиках, станочниках широкого профиля, кузнецах, слесарях-инструментальщиках, электрогазосварщиках и т.п. Не хватает инженеров-механиков, инженеров-электриков, инженеров-технологов, высококвалифицированных рабочих в судостроении. Чрезвычайно востребованными являются разнообразные строительные специальности. Нужны квалифицированные программисты и дизайнеры. Не хватает медиков, сельских учителей, водителей, швей и даже продавцов.
В то же время значительное количество выпускников не может найти применение на рынке труда своим знаниям и умениям. Рынок труда перенасыщен новоиспеченными юристами, экономистами, менеджерами, бухгалтерами. В условиях рыночной экономики такие специалисты тоже нужны, но непременно высокой квалификации, с соответствующим опытом работы.
— До каких последствий может привести (и уже привело) отсутствие рабочих кадров?
— Сейчас огромный дефицит рабочей силы угрожает инновационному развитию страны. Это — проблема национальной безопасности Украины. Смежная проблема — трудовая миграция на фоне демографического провала. По самым скромным прогнозам, через десять лет мы будем иметь тридцать миллионов населения. Кто же тогда будет работать, поднимать экономику? Низкий уровень зарплат в стране убивает у людей желание учиться, развиваться, творить. Это касается не отдельной группы, а общества в целом. У нас есть три года — если за это время мы ничего не исправим, то потеряем не только свой трудовой потенциал, но и генетический.
— Какой сегодня государственный заказ на подготовку рабочих кадров?
— Система образования в Украине сегодня готовит 70% специалистов с высшим образованием и 30% со среднетехническим, то есть людей рабочих профессий. Это — реальная ситуация. А экономике сегодня нужно все с точностью до наоборот....
— Какие могут быть пути привлечения молодежи к освоению рабочих профессий? Что может и должно делать государство? Что предлагает сделать Государственный центр занятости?
— Сегодня в Украине должна действовать сбалансированная профориентационная программа правительства по поднятию престижа рабочих профессий. Этой программой должны заниматься как минимум пять министерств под руководством одного из вице-премьер-министров. Это Министерство труда и социальной политики, Государственная служба занятости, Министерство культуры, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство образования, Министерство промышленности. Сейчас такой Программы нет и не намечается (есть только отдельные очаги активности в Министерстве труда и социальной политики и Государственной службе занятости). Нет и государственной информационной политики, которая помогла бы сформировать правильное мнение о труде рабочих. Люди труда перестали быть героями книг, кинофильмов и спектаклей. Более того, рабочий человек стал придатком и атрибутом «развитого» социализма и «совка».
Выход из создавшейся ситуации мы видим, прежде всего, во всеобъемлющей профориентационной работе среди школьников, начиная, по крайней мере, с пятого класса. Причем речь идет не только о профориентационной работе с учениками, но с их родителями. Ведь именно под воздействием родителей и близких родственников дети в основном выбирают будущую профессию.
Детям необходимо разъяснять, что деньги должны зарабатываться трудом, а не доставаться путем получения дармовых доходов. И что их труд по рабочим профессиям позволит им почувствовать реальную значимость в обществе. Но и общество должно быть готовым признать возможность молодежи к качественно новому труду. Ориентации школьников на актуальные на рынке труда профессии способствуют «Уроки реальной трудовой жизни», которые проводятся в школах специалистами службы занятости.
Следует отметить опыт Полтавской области, где облгосадминистрацией совместно с областной службой занятости разработана, утверждена на сессии облсовета и реализуется первая в Украине Программа профессиональной ориентации ученической молодежи на получение актуальных на рынке труда профессий и специальностей.
Среди инновационных разработок государственной службы занятости новый проект — Профориентационный терминал. Это молодежный профориентационный интернет-портал, доступ к которому осуществляется через специальные электронные устройства (тач-скрины). У терминала есть название-девиз — «Живи і працюй в Україні!» С помощью терминалов, которые будут устанавливаться в школах и в которых использованы привлекательные для молодежи современные информационно-коммуникационные технологии, будет обеспечен высокий уровень доступности, гибкости и мобильности профориентационных услуг.
Терминал получил высокую оценку ведущих ученых Украины как высокоинтеллектуальный инновационный продукт, который отличается взвешенным подходом к удовлетворению информационных потребностей всех категорий пользователей и значительным массивом информационных данных. Терминал предполагает знакомство школьников с содержанием конкретных профессий и путями их получения, содержит советы родителям относительно выбора профессий их детьми и информацию по профориентации и психологии для учителей.
Уже до конца текущего года такие терминалы будут установлены в первой тысяче школ в каждой области страны. За счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы уже до конца 2011 года такие терминалы могут быть размещены в 10,5 тыс. школ Украины, в т.ч. в школах для детей-сирот и детей-инвалидов.
— Как Вы оцениваете намерения Кабинета Министров Украины передать полномочия финансирования и материально-технического обеспечения профтехучилищ региональным государственным администрациям (с учетом позитивных результатов эксперимента во Львовской и Харьковской областях)?
— Эксперимент проводился Министерством образования и науки. С нашей точки зрения, этот подход приемлем. Более того, он может оказаться реальным выходом из ситуации, когда сфера образования недостаточно финансируется. Качество подготовки кадров зависит от многих факторов: это и состояние учебной базы, и профессиональный уровень преподавателей, способности и мотивация к овладению профессиональными навыками самого учащегося или студента. Но дело в том, что значительная часть профессионально-технических учебных заведений (ПТУ) Министерства образования и науки Украины не имеет современной базы для подготовки рабочих по наиболее востребованным рынком труда профессиям. Есть, конечно, и счастливые исключения, но в основном профессионально-технические учебные заведения Министерства образования и науки Украины осуществляют подготовку рабочих кадров среднего уровня квалификации. А большинству работодателей нужны уже готовые высококвалифицированные рабочие.
Государственная служба занятости в этом плане более мобильна, ибо ставит во главу угла быстрое реагирование на потребности работодателей в обеспечении их рабочей силой. Объемы и направления подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработных планируются в соответствии с потребностями экономики непосредственно для предприятий и организаций региона, учитывая реальный спрос рынка труда и работодателей. Мы решаем конкретные задачи по обеспечению конкретного работодателя рабочими кадрами, которые мы можем подготовить для него на нашей учебной базе, в наших учебных центрах. Кроме того, мы можем обучить конкретного безработного или повысить его квалификацию даже непосредственно на рабочем месте. В структуре государственной службы занятости созданы и в течение 10 лет успешно работают учебные центры в Ровенской области и в АР Крым. В настоящее время Государственным центром занятости проводится целенаправленная работа по созданию таких же современных учебных заведений в городе Одессе и Харьковской области. Если облгосадминистрации пойдут по тому же пути создания современных профессионально-технических заведений, действительно будут вкладывать туда силы и средства, то результат будет.