ТРЕБУЕТСЯ РОДИТЕЛЬСКОЕ УЧАСТИЕ...
Взрослым свойственно ошибаться относительно своей информированности о детях
Почему сегодня воспитывать детей в семье стало сложнее? Специалисты объясняют это обесцениваем идеалов советского времени, отсутствием общих стратегий воспитания детей в семье, недостаточной подготовкой молодых родителей к выполнению своих функций. По данным Украинского института социальных исследований, более восьмидесяти процентов украинцев считают материальные проблемы семьи главным препятствием в качественном воспитании детей. Почти половине опрошенных семей мешает воспитывать детей недостаток свободного времени. Осознают недостаточность своей педагогической подготовки только в каждой третьей семье, а каждый пятый вообще не понимает всю значимость для ребенка именно семейного воспитания. В целом роль же семьи в жизни нашего общества многими недооценивается. Возможно, именно поэтому у нас сегодня так увеличилось количество детей, «выброшенных» на улицу, и возникло даже такое понятие как «социальные сироты» — дети, лишенные родительской заботы при живых родителях.
Как утверждает заместитель директора Института психологии имени Г. Костюка, кандидат педагогических наук Сергей Болтивец, семьи, в которых нет тесного общения детей с бабушками и дедушками, сильно уступают в своих воспитательных возможностях, в передаче опыта предыдущих поколений тем, где такое общение обусловлено совместным проживанием трех поколений. Известно, что родственные связи сегодня ослабляются, меняются стандарты поведения, даже семейные ценности стали изменяться на протяжении жизни одного поколения. Знания же, необходимые для воспитания детей, сегодня молодые родители на треть черпают из личного опыта своих родителей, на 46% — из средств массовой информации, а специальная педагогическая литература занимает только пятую часть в общем источнике информации о воспитании детей в семье. Это мешает формированию системного видения воспитательного процесса и формированию адекватных воспитательной ситуации действий. А ведь более семидесяти процентов молодых семей осознают недостаток своих педагогических знаний! Чего же им все-таки не хватает? Опыта старших поколений, специальной литературы, хороших телепередач? По экспертным оценкам, только половина молодых семей демонстрирует высокий и средний уровень готовности к воспитанию детей.
В основном присмотром за детьми и их воспитанием в нашем обществе занимаются женщины. Это отражается и на уровне взаимопонимания между поколениями. Легко общаются со своими дочками и сыновьями только 16% отцов, когда среди матерей таких более половины. Однако материалы Украинского института социальных исследований свидетельствуют еще и о том, что родителям свойственно ошибаться относительно степени своей информированности о детях, проведением ими свободного времени, знания потребностей ребенка и совпадения собственных оценок действительности с детскими. Наибольшие расхождения в оценках детей и родителей (особенно отцов) проявились в неосведомленности старших о реальном использовании «карманных» денег ребятами, организации детьми своего времени после школы, местопребывания в вечерние часы.
Какие же формы совместной деятельности чаще всего встречаются сейчас в семьях? В семидесяти двух случаях из ста у нас любят просто поговорить на разные темы, а вот совместно с детьми занимаются хозяйственными делами — в 60 семьях из ста, вместе гуляют — в шестидесяти. Книги совместно читают далеко не в каждой второй семье, такая же картина и относительно помощи при выполнении уроков. Вместе с детьми ходят в театры или путешествуют около трети семей. Общее же увлечение родители и дети разделяют только в каждой четвертой семье.
Традиционно в украинских семьях использовался авторитарный тип взаимоотношения родителей с детьми, что во многих семьях приемлемо и сегодня. Поэтому подписанная Украиной Декларация о правах ребенка обеспечивает многим детям права только на бумаге. Во многих семьях еще не принято прислушиваться к голосу ребенка и учитывать его мнение в принятии решений. С другой стороны — дети все больше и больше узнают о своих правах и все чаще и чаще пытаются о них заявлять. Принимая во внимание полную физическую и экономическую зависимость ребенка от воли своих родителей, каждое напоминание детьми «авторитарным» родителям о своих правах ведет к усугублению конфликта между самыми близкими людьми и делает ребенка еще более беззащитным перед суровой действительностью. Механизм социального инспектирования неблагополучных семей в нашей стране пока только разрабатывается, тогда как в развитых станах такая служба охраняет права ребенка и в рамках самой семьи. Общественное мнение по поводу вмешательства в дела семьи тоже отличается от общепринятого у нас в Украине. Во многих европейских странах каждый гражданин чувствует себя обязанным охранять права не только своих, но и чужих детей, даже если защита требуется от действий близких ребенку людей. Например, в Германии любой посторонний может сообщить в специальную службу о плохом отношении к конкретным детям. Кстати, детей до 15 лет там запрещено оставлять дома без присмотра взрослых, и это правило четко выполняется. После занятий в школе дети находятся под присмотром воспитателей вне школы в специальных учреждениях.
У нас же в Украине по данным социологического исследования по мере взросления детей отмечается уменьшение внимания к ним родителей. Ребята утверждают, что в каждой десятой семье, в которой воспитываются 15-16-летние дети, никогда не обсуждаются совместно ни проблемы, ни новости, а в каждой третьей — никогда вместе с детьми не отдыхают. И это в том возрасте, когда как никогда нужна поддержка и совет взрослого человека. Лично мне не раз старшеклассники говорили о том, что многие из них понимание и поддержку гораздо чаще ищут у любимого школьного учителя, чем у своих родителей. Кстати, чем ниже благосостояние семьи, тем меньше родителей стремится к общению со школьными учителями. Хотя даже среди состоятельных людей такое желание возникает только у половины родителей школьников.
Интересны выводы социологов относительно зависимости распространения негативных явлений среди детей от уровня семейного воспитания. К семнадцати годам каждый второй попробовал курить (65% — среди мальчиков и 44% — среди девочек). Ежедневно курят 16% шестиклассников и почти шестьдесят процентов десятиклассников. Пик «пробы» первой сигареты выпадает на 13 лет, время подросткового самоутверждения и отстранения от контроля родителей. Наиболее значительную роль в приобщении к курению играет уровень взаимопонимания детей и родителей. А вот от употребления алкоголя наиболее защищенными оказались дети из благополучных семей с высоким уровнем благосостояния и хорошим взаимопониманием с родными, где ребенок живет с обоими родными родителями. Группу максимального риска по употреблению алкоголя составляют дети, которых воспитывает только один родитель или один из родителей для ребенка является неродным. Интересно, что приобщение к употреблению наркотиков не зависит от материального благосостояния семей. Оно затрагивает как бедных, так и богатых в том случае, когда дети не находят достаточного понимания в семейном окружении. К асоциальному поведению же склоняются те, кто проживал в среде, которая не обеспечивала нормального физического и духовного развития. Было установлено, что семьи даже с небольшим материальным достатком выдвигают обучение и культурный уровень развития своих детей на первый план. В среднем же сегодня украинская семья с детьми тратит на воспитание ребенка около 2% своих суммарных затрат.
Выпуск газеты №:
№46, (2003)Section
Панорама «Дня»