Три забора
В эти дни в связи с самим понятием уличных протестов вспоминаются два, нет, даже три металлических забора.
Первый — наверно, несмотря на внушительную высоту, самый неустойчивый в стране — вокруг Верховной Рады. Это железное недоразумение, появившееся после почти удачного штурма парламента разозленными демонстрантами, народ сносит с восхитительной регулярностью.
Второй на днях неожиданно появился вокруг Майдана вкупе с оравой милиционеров после, мягко говоря, малообъяснимого (хотя, конечно, вполне объяснимого) запрета праздновать День Cвободы, занесенный в государственный календарь.
Третьим забором муниципальная власть Нью-Йорка обнесла Цуккотти-парк после сноса стоявшего там более двух месяцев палаточного городка движения «Оккупируй Уолл-стрит».
О судьбе первой ограды я уже сказал (надеюсь, судьба приведет сие убогое сооружение к окончательному исчезновению), что сталось со второй, наверняка уже знают наши читатели (пишу я за сутки до предполагаемых событий), а с третьей — интересная ситуация. Цуккотти-парк — частная территория. После сноса палаток в тот же день судья разрешил демонстрантам вернуться, правда, без ночевок. В итоге эта небольшая даже по киевским меркам площадь неподалеку от бывшего ВТЦ продолжает оставаться центром протестной активности. Полиция там, конечно, присутствует, но не экипированный до зубов ОМОН и не в абсурдном количестве. А забор — хотя правильнее будет — заборчик — вокруг парка есть, но весьма условный, поскольку даже и под контролем полиции на митинг пропускают всех без каких бы то ни было проверок.
В Партии регионов есть деятели, любящие оправдывать свои действия ссылками на зарубежный, в частности и американский, опыт. Есть и другие, что проклинают Америку как врага всего живого на планете. Думаю, ситуацию с парком Цуккотти никто из них в качестве примера не использует. Поскольку в распроклятой Америке даже самое неоднозначное движение имеет право на свободный публичный протест. А вот то, что в США могут под надуманным предлогом запретить праздновать государственный праздник, поскольку он не нравится президентской администрации или одной из правящих партий, не смогут представить себе даже Дмитрий Табачник или Вадим Колесниченко в самых сладких своих снах.
У нас не Америка, но если власть думает, что мы забыли, что происходило 22 ноября 2004 года, то она сильно ошибается. Никакие заборы не помогут.
Выпуск газеты №:
№213, (2011)Section
Панорама «Дня»