«Триста спартанцев» и «подвешенный» реформатор
Игорь ШАРОВ, руководитель депутатской группы «Трудовая Украина»:
— Изменить Конституцию в соответствии со всенародным волеизъявлением депутаты просто обязаны. Ведь это прямое указание избирателей, которым народные избранники пренебрегать не имеют права. Иначе мы выхолостим содержание самого понятия «народный депутат».
Я думаю, что собрать 300 голосов для изменения Конституции будет не настолько сложно, как, возможно, представляется на первый взгляд. Все-таки в Верховной Раде работают в подавляющем большинстве умеренные и опытные политики, которые не могут не понимать важности и необходимости законодательного воплощения результатов референдума.
Пусть не пугает то, что парламентское большинство еще ни разу не набирало такого количества голосов в своих решениях. Это произойдет, ибо по-другому быть просто не может. А то, что на последнем заседании Координационного совета большинства присутствовали руководители «левых» фракций, которые раньше принципиально не посещали этого собрания, свидетельствует, что процесс все-таки двинулся в направлении конструктивного парламентского сотрудничества. Учтите, что большинство Верховной Рады постоянно пополняют новые члены, в частности, это касается нашей депутатской группы «Трудовая Украина», которая сегодня является одной из наиболее многочисленных.
Не исключается также возможность применения в ближайшее время определенных тактических ходов внутри самого большинства, которые позволят облегчить аккумулирование необходимых для завершения имплементации голосов... Еще раз подчеркиваю, что мы настроены во время VI сессии меньше говорить о работе, а больше — реально работать.
И не стоит, возможно, слишком много внимания сосредоточивать на вопросе имплементации, ибо на данном этапе она не должна заслонять важность принятия других законопроектов, например, целого ряда кодексов, бюджета на следующий год, тех нормативных актов, которые наконец окончательно упорядочат политико-правовое поле страны и защитят интересы людей труда.
В этой связи особенно важно суметь избежать противостояния как внутри парламента, так и в отношениях Верховной Рады с исполнительной властью. Еще более гибельным было бы обострение ситуации в правительстве, которое бы могло перерасти в правительственный кризис. Однако предпосылки для него, на мой взгляд, преувеличены.
Иван ЧИЖ, председатель совета партии «Всеукраинское объединение левых «Справедливость»:
— Сегодня не реально набрать 300 голосов для одномоментного решения вопросов имплементации. И проблема не в том, что кто-то кому-то противостоит. Проблема в том, что нет необходимого механизма законодательного разрешения конституционных изменений. Я не поддерживаю тех, кто в свое время отрицал референдум как таковой вместо того, чтобы включиться в разъяснение своей позиции и добиваться другого результата на референдуме. Я также не могу поддержать и тех, кто отрицает юридическую суть уже принятых на референдуме решений. Ибо можно иметь сомнения (они также есть и у меня) относительно того, кто был инициатором этой «народной инициативы», как делался результат, но когда вопросы референдума уже прошли через Конституционный суд, и нет никаких юридических оснований не признавать их, ВР обязана имплементировать эти результаты. Важно только, каким образом. Я не думаю, что следует применять способ запугивания или другие варианты заострения ситуации на этажах власти. Это можно сделать более продуктивно и с меньшими потерями — через последовательное приближение по каждому конкретному вопросу. Мы имеем три вопроса, которые Президент внес и которые прошли процедуру поддержки Конституционного суда. Следует провести широкие консультации в парламенте между представителями различных политических сил и найти компромисс по вопросу, который вызывает меньше всего противоречий. Но при этом следует четко зафиксировать найденную договоренность, параллельно с изменением в Конституцию представить конкретный законопроект, решающий конституционную норму. Сначала «проходит» закон, который не требует 300 голосов, а затем идет изменение соответствующей нормы Конституции. Таким образом, все проблемы снимаются. Таким образом, это будет не одномоментная поддержка всех трех вопросов, но реальное приближение к их постепенному решению. Таким образом можно избежать противостояния, перекосов в ветвях власти (есть мнение, что после имплементации решений референдума президентская ветвь власти значительно повышается, а законодательная теряет свой вес).
Если принять во внимание, что правительство в течение года после утверждения Программы не трогают, то кризиса нет. Но с точки зрения реальной жизни, особенно учитывая приближение осенне-зимнего периода, учитывая то, как будет работать энергетика, как будут себя чувствовать люди, как будет работать система социальной защиты, как будет работать экономика, — каждый из этих вопросов может стать глобальным для правительства и вызвать вопрос возможности выполнения этим правительством своих функций. Мне кажется, что правительство не доработает год, который был ему отведен, без изменений в своем составе.
Выпуск газеты №:
№160, (2000)Section
Панорама «Дня»