Труба под прицелом
Как только в календаре начинает отдаленно мелькать сакраментальное число 7, так «Газпром» начинает активно «мутить воду», заранее нагнетая панические настроения в европейских странах и готовя мировую общественность к возможному новому газовому конфликту. При этом газовый монополист всячески демонстрирует не только небывало высокую требовательность, но и крайнюю неуступчивость.
На вчерашней пресс-конференции в Москве заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Медведев заявил: «Я, как и мои коллеги, оснований для пересмотра ценовых условий или условий транзита, при всем моем уважении, не могут найти, тем более, когда такие заявления идут не со стороны партнеров, а на политическом уровне». Отказавшись комментировать политические заявления, поскольку «Газпром» занимается бизнесом, однофамилец российского президента выразил надежду, что контрактные условия будут выполняться, в том числе и относительно запросов на пересмотр договоров. По его мнению, процедура по пересмотру контракта начинается не по желанию одной из сторон, а когда она смогла обосновать, с чем связана такая заявка. Так что российская сторона устами Медведева заранее предупреждает Украину о тщетности любых усилий, направленных на пересмотр несправедливых газовых контрактов, подписанных в январе этого года. Интересно, что не допуская и мысли о возможности пересмотра основных положений январских соглашений с Украиной, Медведев тем не менее отмечает: если переговоры не увенчались успехом, то этот вопрос рассматривается в арбитраже.
Вместе с тем, тексты контрактов на поставку и транзит газа в Украине обнародованы. Из них вытекает, что каждая сторона имеет право заявить о существенном изменении обстоятельств на рынке по сравнению с ожидавшимися при заключении контрактов, в связи с чем контрактная цена не отражает уровня цен рынка. После такого заявления стороны согласно контракту должны вступить в переговоры, которые начинаются через 20 дней и длятся до трех месяцев. Контракт на поставку также предоставляет каждой из сторон на описанных выше условиях право инициировать пересмотр объемов поставок до 1 июля года, предшествующего году поставок.
Почему же Медведев столь категоричен? Похоже, не от хорошей жизни. Экономика газового монополиста трещит по швам. Экспорт газа в дальнее зарубежье в этом году составит 142,1 миллиарда кубометров против 158,8 миллиарда в 2008 году, а выручка прогнозируется на уровне 40 миллиардов дол. против 65 миллиардов дол. в прошлом году (экспортные цены, как считает Медведев, будут сопоставимы с ценами 2007 года). И опять якобы виновата Украина, поскольку такое падение, как считает Медведев, обусловлено украинским «вкладом в урон» поставок. По его оценке, недопоставки газа в Европу из-за январского транзитного кризиса составили 4,5 миллиарда кубометров.
Что хотят поймать россияне в мутной даже и без их вмешательства украинской воде?
На эту тему на днях рассуждал вице-спикер Государственной думы России Александр Бабаков. Он уверен, что руководство Украины сможет избежать очередного «газового» кризиса. Он считает, что государство всегда имеет возможность рассчитаться различными способами. «Есть и активы, есть и возможности взять у других институтов», — говорит он и напоминает, что ЕС готов кредитовать Беларусь при условии допуска иностранных инвесторов к приватизации ряда объектов. И тут же выпад в нашу сторону: «Боязнь Украины приватизации ГТС или частичной приватизации ее, или создания консорциума иногда удивляет, поскольку это труба, — ее не выкопаешь и не увезешь никуда. Она была и есть трубой, находящейся на территории Украины». Бабаков считает, что здесь больше политических спекуляций и не всегда есть понимание глубины вопроса.
Куда уж нам, темным... Смотрим на свою трубу без дальнего прицела. И все же мы попытались узнать мнение по этому вопросу украинских специалистов. Вот что сказал «Дню» ректор Украинской нефтегазовой академии, бывший руководитель «Укргазпрома» Богдан Клюк: «Тут можно ничего не потерять, если продумать соответствующие условия, а можно остаться ни с чем, если этого не сделать. Отдать ГТС в чужие руки — это все равно, что отдать национальную безопасность. К этому вопросу нельзя подходить легковесно. Нужны гарантии Европы. А участвовать могли бы как производители газа, а это Россия, так и транзитеры, то есть Украина, и обязательно — страны Евросоюза, которые потребляют газ. Такие участники будут заинтересованы в хорошей работе ГТС».
Так что понимание есть. Но есть и проблема. Пожалуй, до того, как газовые отношения Украины и России вернутся в нормальное, взаимовыгодное и справедливое русло, для чего нужна соответствующая договорная база, ГТС останется полностью украинской. И тут мы не можем с российским вице-спикером спорить —он прав, когда говорит, что «проблема любых отношений — это кредит доверия».
Выпуск газеты №:
№107, (2009)Section
Панорама «Дня»