ТВ: Расчеты с прошлым по-киевски и по-московски
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960630/4110-4-1.jpg)
На минувшей неделе многие телеканалы сочли своим долгом откликнуться на знаковую дату 22 июня, когда нацистская Германия начала боевые действия против коммунистического СССР. В частности, канал «Интер» вновь продемонстрировал документальный фильм Андрея Цаплиенко «Город, который предали», посвященный реалиям немецкой оккупации Киева. Надо сказать, что иногда не симпатичный автору телеобзора «Интер» делает программы, за которые ему можно многое простить. Этот тезис вполне применим и к фильму об оккупированном Киеве. Я понимаю, что честный рассказ, основанный на фактах и показаниях киевлян, переживших лихолетье 1941—1943 гг., людям определенной политической ориентации очень не понравится. Действительно, как им воспринять мнение живых свидетелей прошлого о том, что в Киеве 1941г. после ухода Красной армии о советской власти почти никто не плакал, никто о ней не сожалел? А приход оккупантов воспринимали как смену одной чужой власти другой чужой властью. Людей ведь десятилетиями воспитывали в том духе, что якобы украинский народ нежно любил советскую власть, морившую его голодом, подвергавшую кровавым репрессиям, лишавшую скромных прав. При этом как-то не осмысливали, какие чувства к ВКП (б) и ее режиму могли воспитать Голодомор, Быковня, ГУЛАГ и прочие подобные «прелести» первой в мире «страны рабочих и крестьян».
В фильме пожилые киевляне, видевшие все своими глазами, рассказывали (и это сопровождалось хроникальным видеорядом), как советскими радиоуправляемыми взрывными устройствами уничтожался Крещатик, как гибли от этих взрывов простые горожане, как рушились десятки домов, как колоссальный огненный смерч прошел по центру Киева, как немецкие саперы вынесли из дома Центральной Рады на Владимирской три тонны взрывчатых веществ и предотвратили взрыв, как пожарные команды тушили пожар на Крещатике, качая воду из Днепра, а шланги постоянно кто-то перерезал.
Авторы фильма показали трагедию жителей оккупированного Киева, обреченных на голод, холод и эпидемии. Город смог выжить и спасти хотя бы 20% своего довоенного населения, благодаря подвижнической работе походных групп ОУН Андрея Мельника, которые создали украинскую администрацию Киева, налаживали городское хозяйство, какое-то снабжение, какой-то гражданский порядок, какую-то медицину. Потом этих людей физически уничтожат немецкие оккупанты, расстреляв в Бабьем Яре, а морально уничтожит вернувшаяся из бегов советская власть, объявив предателями и коллаборационистами. Оуновцы Мельника, конечно, мешали выполнению планов советского верховного руководства, требовавшего, чтобы «земля горела под ногами оккупантов». При этом абсолютно не обращали внимания на то, что та же самая земля будет гореть под ногами миллионов советских граждан, брошенных ВКП (б) и Красной армией на расправу нацистам на оккупированных территориях ...
Вот, например, когда Сталин, выступая 3 июля 1941 года, сказал:
«...При вынужденном отходе частей Красной армии не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять весь скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться», абсолютно не интересовал «отца и учителя» вопрос, если весь хлеб будет вывезен или уничтожен, то чем же будут питаться колхозники, оставленные под немецкой властью... Собственно, от организатора и вдохновителя Голодомора трудно было ожидать чего-то иного, ведь миллионы людей были для него просто «навозом истории».
А 17 ноября 1941г. Сталин подписал приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 0428:
« ... Приказываю:
1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе немедленно бросить авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и подготовленные диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами...»
А ведь в этих населенных пунктах, кроме немецких оккупантов, жили свои соотечественники с малыми детьми. Но они должны были погибнуть вместе с врагом: «Лес рубят, щепки летят». Многие тысячи своих людей были заранее зачислены в «щепки».
Хорошо высказался по этому больному и до сих пор закрытому для обсуждения вопросу российский историк Марк Солонин: «Да, я в курсе, как это должно правильно называться: «Земля горела под ногами оккупантов». Только земля горела не сама по себе, она горела вместе с жителями. И лозунг «Все для фронта, все для победы» мне известен. Я только хочу понять — до каких пределов распространяется это «все»? Совсем — все? Мы за ЛЮБОЙ ценой не постоим? И если превращение своей страны в выжженную, безлюдную пустыню совместимо с понятием «победа», тогда чья это победа?
...Не пора ли наконец признать, что в глазах товарища Сталина население оккупированных областей стало отработанным шлаком, не имеющим более никакой ценности: этих людей невозможно было использовать ни как рабочую силу, ни как «призывной контингент». Хуже того, эти люди находились вне его контроля, они теперь могли иметь свое личное мнение и обменяться им с соседом ... Сталин ... не собирался церемониться с этим «шлаком», поэтому сожженная вместе с жителями деревня рассматривалась им как вполне приемлемая цена за убийство пары зазевавшихся немецких отпускников».
Вот таким «шлаком» были для тогдашнего Кремля и оставшиеся в оккупации жители Киева. Кого волновало, как они будут выживать?
Немцы в начале особенно не терроризировали население, лишь казня на месте пойманных ими воров и грабителей, что особенного возмущения среди киевлян не вызывало. Перелом в отношении к оккупантам произошел после массовых расстрелов евреев в Бабьем Яре, тогда жители с ужасом почувствовали, что от новых властей можно ожидать самых диких и бесчеловечных поступков. Что ж, «Интер» попытался отойти от обычных «совдеповских» схем в подаче сюжетов, связанных со Второй мировой войной, и проявил даже некоторое гражданское мужество. Почитатели «успешного менеджера», как характеризуют ныне Сталина в Российской Федерации (а в городе Воронеже развесили его огромные портреты), «интеровцев» за это явно не похвалят.
В контексте нынешнего воспевания Сталина и сталинизма в соседней стране, немалое впечатление на вашего покорного слугу произвело письмо в российскую редакцию «Радио «Свобода» на передачу известного журналиста Анатолия Стреляного, который его и зачитал в эфире. Письмо написал весьма почтенного возраста житель города Здолбунова Ровенской области Ярослав Козачок, которому довелось посидеть и в немецких, и в советских концлагерях. Когда из немецкой неволи автора письма привезли в СССР, то сразу же отправили в ГУЛАГ, в Воркуту, на шахту. Это была настоящая каторга, выходя из забоя узники почти всегда поднимали наверх и труп погибшего в глубине товарища. К трупу подходил надзиратель и большой кувалдой разбивал голову, чтобы ни у кого не возникало соблазна убежать, прикинувшись к мертвым. Ярослав Козачок утверждает, что подобного он не видел ни в одном немецком концлагере. Он также рассказал о том, как некий отставной советский капитан постоянно требовал от него особой благодарности за то, что ВКП (б) и Советская армия освободили украинцев от поляков, которые унижали и дискриминировали украинское население западных территорий. В ответ, украинец рассказал капитану в отставке следующую историю. В его родном селе при польской власти в некоторых хатах собирались подростки и вызывающе громко пели антипольские песни. Иногда это оканчивалось тем, что в хату врывался польский полицейский и с криком: «Хамы! Я вам сейчас покажу!» принимался дубасить всех, кто попадался под его тяжелый кулак. Когда пришли «освободители» с востока, подростки сменили антипольский репертуар на антисоветский, в результате были арестованы и расстреляны. Каждый сам может почувствовать разницу между жестокостью польской и жестокостью советской. Одни избивали, а другие — расстреливали.
Российский телеканал НТВ на 22 июня откликнулся телефильмом «Кто прошляпил начало войны?» Слово было предоставлено исключительно историкам, являющимся оппонентами Виктора Суворова (Резуна). Кстати, с концепцией нашего выдающегося земляка в фильме расправились одной фразой: «СССР был не готов не только к наступательной, но и оборонительной войне». А дальше пошел текст в духе сталинско-хрущевско-брежневских «откровений». Де, товарищ Сталин смертельно боялся Гитлера и потому лез из кожи, чтобы его не спровоцировать. Одно не могу понять, откуда у российских пропагандистов такая глубокая убежденность в умственной отсталости и полном историческом невежестве телезрителей России и соседних с ней стран? При этом критики В.Суворова не ответили ни на один поставленный им вопрос, не опровергли сколько-нибудь убедительным образом ни один его тезис. Если Сталин до умопомрачения боялся Гитлера, то зачем с железной последовательностью уничтожать цепь приграничных государств (Польша, Литва, Латвия, Эстония), которые отделяли территорию СССР от территории Рейха и делали невозможным «внезапное вероломное нападение?» Если не хотел спровоцировать, то зачем потребовал (и захватил!) Северную Буковину и Бессарабию, от которых было очень близко до нефтяных полей Плоешти в Румынии, на которых держалась вся военная экономика Германии, ее вермахт, кригсмарине и люфтваффе? Зачем устраивал советские базы в 1940 году на финских островах, от которых было так близко до Ботнического залива, по которому железная руда шла из Швеции в Германию? Если боялся нападения, то зачем разминировал почти все пограничные мосты, снял проволочные заграждения на границе, зачем подтянул к самой границе тысячи самолетов и танков (подставив их под удар Гитлера)? Можно, конечно, писать об «идиотизме» Сталина. Но, по В.Суворову, все что делал Сталин в 1941 г. было абсолютно правильно, разумно и грамотно с точки зрения подготовки наступательной войны.
Именно так «по-идиотски» поступал Жуков в 1939 г., когда на Халхин-Голе в блестящем стиле разгромил японскую армию. Именно так «по-идиотски» поступили советские маршалы в 1945 году, когда наголову разбили Квантунскую армию Японии на территории Китая. Сталин в 1941г. распустил все партизанские отряды и базы в западных регионах СССР (в наступательной войне они не нужны), зато создал множество воздушно-десантных корпусов (орудие стремительного наступления). «Боявшийся» Гитлера Сталин почему-то создал мощную наступательную (а не оборонительную) группировку на границе с Германией... И эта изготовившаяся к броску группировка провоцировала Гитлера больше, чем случайный выстрел пограничника ...
Но, поскольку в нынешней России Иосиф Сталин с каждым днем все в большей мере становится национальным героем, ругать товарища Сталина, обвинять его в «идиотизме» (как это было принято в хрущевские времена) — неполиткорректно. Поэтому в фильме «Кто прошляпил начало войны?» в идиотизме (и саботаже) обвиняют весь советский генералитет. Во всем виноваты генералы. Товарищ Сталин все делал правильно, а генералы-мерзавцы саботировали его приказы и мудрые рекомендации. Авторы фильма не усвоили, что ложь постоянно загоняет лжецов в ловушки. Чтобы оправдать Сталина, им приходится для прикрытия этой лжи говорить кое-какую уничтожающую, компрометирующую правду о его режиме. До сих пор сталинисты утверждают: «При Сталине был порядок». А в фильме на канале НТВ заявляют: «В предвоенном СССР, несмотря на расстрелы, царил хаос, анархия и неразбериха». Никто в армии не выполнял приказы (если верить прокремлевским историкам), Красная армия ни на что не годилась и т.д. Ну, бардак в СССР был всегда, от момента его возникновения до момента его крушения. Что, однако, не мешало совершать агрессии против других стран, оккупировать их и устанавливать там свои порядки. Но прокремлевские историки с какой-то непонятной яростью нападают на советский генералитет, на нынешний российский генералитет, обвиняя его в том, что он до сих пор держит под замком архивы Министерства обороны, чтобы скрыть доказательства своей бездарности и военной никчемности, своей полной ответственности за катастрофу 1941 года.
Обращает на себя внимание, что, шельмуя генералов, прокремлевские историки ни единым словом не поминают в таком контексте новоявленного российского «святого», маршала Георгия Жукова, который в 1941 году возглавлял Генеральный Штаб РККА и уже поэтому несет самую большую (после И.Сталина) ответственность за позорный разгром. Хотя можно ли вообще требовать логики, последовательности и интеллектуальной честности от таких «историков», имеющих тонкий политический нюх на любые флюиды, исходящие от башен Кремля? В этом смысле наводит на размышление следующий их тезис: в 1941 году армия позорно бежала, а пограничные войска НКВД во главе с товарищем Л.П.Берия героически удерживали свои заставы, даже находясь в глубоком тылу вермахта. Некоторые «кремлевцы» — историки даже позволили себе заявить, что армия предала пограничников, которые оказались намного боеспособнее, чем РККА.
Не является ли этот тезис: «чекисты — молодцы, а армия — дерьмо» отражением каких-то групповых политических разборок на властном Олимпе Российской Федерации? Но фильм на НТВ еще не предел. На российском телеканале «Совершенно секретно» некий ветеран «органов» полковник Теодор Гладков, не моргнув глазом, заявил, что «СССР не имеет никакого отношения к трагедии польского народа в 1939 году». Надо понимать, что и пакта Молотов — Риббентроп не было, и вторжения Красной армии в Польшу не было и вообще ничего, что выходит за пределы сталинской историографии, не было? О профессиональном уровне этого «историка из органов» свидетельствует тот факт, что разглагольствуя на темы деятельности спецслужб нацистской Германии (РСХА, СД и т.д.), этот самый Теодор продемонстрировал сугубое незнание иерархии СС, приравняв эсесовское звание «штандартенфюрер» к армейскому званию «генерал-майор», хотя в действительности оно соответствовало армейскому полковнику. После «штандартенфюрера» следовало звание «обер-фюрер», а уже затем «бригадефюрер», что и соответствовало генерал-майору в вермахте и полиции. Тут, видимо, Теодор Гладков перепутал СС с родными «органами», где действительно на определенном этапе звания офицеров госбезопасности были на две-три ступени выше, чем в армии. Например, чекистский майор соответствовал армейскому комбригу. Общее впечатление от по своему сенсационных «откровений» на каналах НТВ и «Совершенно секретно» следующее: кремлевские историки окончательно заврались и судорожно пытаются более или менее пристойным образом выбраться из болота лжи. Но их засасывает неумолимо, ибо ложь старую им приходится прикрывать ложью новой.
Выпуск газеты №:
№110, (1996)Section
Панорама «Дня»