Перейти к основному содержанию

Тысяча голосов и фильм финна

В Москве проходит ХХIV Международный кинофестиваль
27 июня, 00:00

В этом году конкурсная программа сильна как никогда — здесь всего 15 фильмов, часть из которых — в режиссуре столь известных персон, как братья Тавиани («Воскресение» по одноименному роману Льва Толстого), Кшиштоф Занусси («Дополнение»), Боб Рейфелсон («Дом на Турецкой улице»). Впервые после долгого перерыва в призовой гонке ММКФ представлена Украина. «Чеховские мотивы» Киры Муратовой — авторская интерпретация хрестоматийных текстов Антона Павловича, которая вполне может претендовать на, как минимум, благосклонность критики.

Впрочем, первые дни фестиваля показали, что фильмы внеконкурсных программ все же более привлекательны для киноманов. Программы «8 Б фильмов», «АиФория» или «Экзотика» составлены из отборных авторских лент, многие из которых уже отмечены международными кинофорумами. Так, в рамках «8 Б» продемонстрирована французская документальная картина «Кочевники/Птицы» — красивейшее экранное исследование о миграции птиц. Сильное и совсем иное впечатление произвел фильм Катрин Линдберг «Дождь». Молодому американскому режиссеру (фактически, «Дождь» — дебют) удалось развернуть в антураже провинциального городка классическую трагедию — с безумием страстей, тяжкими грехами прошлого, приобретшими силу фатума, и подлинным катарсисом. А вот признанный мастер, Питер Богданович («Кошачье мяуканье/Смерть в Голливуде») в «8 Б» оказался явно слабым звеном — вознамерившись создать разоблачительное кино о нравах своего цеха, остановился на довольно однообразной многословной мелодраме.

«АиФория» уже в первые дни выбросила один из главных своих козырей — последний фильм Педро Альмадовара «Поговори с ней». Кино, как для бывшего испанского скандалиста и возмутителя спокойствия, достаточно традиционное. Но — при том — по-альмадоваровски эффектно, ярко снятое. Это история о любви и смерти, идущих бок о бок опасно близко. Иными словами, Альмадовар заставляет своих героев выстрадать свое счастье, а зритель при этом — отнюдь не страдает, а именно сопереживает, восторгается красотой фильма. Программа «Экзотика» порадовала чудной картиной серба Горана Паскалевича «Как Гарри стал деревом», снятой в Ирландии. Картина-притча, название которой соответствует ее содержанию, впечатляет могучими, ярко прорисованными характерами, хлестким гэльским юмором и каким-то неуничтожимым, вопреки всему, жизнелюбием. Похоже, Паскалевичу удалось стать ирландцем более, чем сами ирландцы. Другая «экзотическая» лента — «Быстрый бегун» (Канада) запомнилась скорее необычным материалом повествования. Режиссер Захариас Кунук снял почти трехчасовую сагу о жизни племени инуитов — народности, аналогичной российским эскимосам. Диковинные обычаи, собачьи упряжки, нешуточные страсти и снег, снег, снег — все это действительно очень экзотично. Однако пуститься в столь продолжительное странствие по инуитской тундре, очевидно, способен не каждый.

А настоящая сенсация ждала фестивальное сообщество в зале Госкино, где вне всяких программ показали обладателя Гран-при последнего Каннского кинофорума, фильм финна Аки Каурисмяки «Человек без прошлого». Похоже, фестивальный любимец Аки (не путать с его братом Мики), к которому, положа руку на сердце, до последнего времени относились не слишком серьезно, вышел на уровень, по достижении которого зачисляют в живые классики. «Человек без прошлого» кажется начисто лишенным изъянов. В нем словно нет ничего лишнего. Это скупое и точное кинематографическое письмо, но эмоциональный заряд в нем — колоссальной мощи. Того, на что другие режиссеры тратят километры пленки, Каурисмяки достигает одним коротким кадром. Под стать режиссуре и главные исполнители — обладательница Золотой пальмовой ветви Катти Оутинен и Маркку Пелтола.. Про этот фильм можно рассказывать долго — остается лишь надеяться, что к нам он попадет хотя бы в панораме ближайшей «Молодости».

Показ конкурсной программы в кинотеатре «Пушкинский» начался чешским фильмом «Проклятые» (режиссер Дан Сватек) — своеобразным истолкованием памятного кинохита Алана Паркера «Полуночный экспресс». Вновь европеец попадает за контрабанду наркотиков в свирепую восточную тюрьму, и вновь пытается вырваться оттуда, претерпевая нечеловеческие страдания . Отличие в том, что на воле его невиновность пытаются установить, отсматривая любительскую видеопленку с записью приключений незадачливого контрабандиста в некоем восточном королевстве. Собственно, переходы от «любительской» съемки к постановочной и составляют главную прелесть фильма. Второй конкурсант, датско-немецкий «Все кувырком», невзирая на географическую близость фонтриеровской Догмы, снят абсолютно традиционно. Нетрадиц ионны только герои этой мелодрамы: гомосексуалисты обоих полов. Соответственно, и любовные треугольники здесь выглядят тоже довольно непривычно.

Много ожидали от известных итальянских режиссеров, братьев Паоло и Витторио Тавиани, представивших на конкурс свою экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение». У Тавиани солидный опыт постановок по русской прозе, но впервые действие фильма происходит именно в России. Заметно, что постановщики стремились к полнейшей достоверности, сверяя каждую деталь, реконструируя быт конца позапрошлого века. Выигрышно подобрана актриса на роль Кати Масловой: амплуа Стефании Рокка — бунт и чувственность, неукротимые, яркие женщины. Однако стремление дать совершенно русскую «картинку» вытеснило все иные составляющие, необходимые для создания интересного фильма. В итоге на экране разворачивается длиннейшая — трехчасовая! — костюмированная драма — жанр сам по себе неплохой, но явно не фестивальный. Хотя подчеркнутая российскость, думается, подкупила немалую часть московской публики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать