Перейти к основному содержанию

«У нас демократия хрупкая»

Почему для Грузии очень важны парламентские выборы 1 октября
28 сентября, 11:53
1 ОКТЯБРЯ МЫ УЗНАЕМ, СТАЛА ЛИ БОЛЕЕ ЗРЕЛОЙ ГРУЗИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И БЫЛ ЛИ СДЕЛАН ВЫБОР В ИНТЕРЕСАХ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, А НЕ ТЕХ, КТО СТРЕМИТСЯ ЗАПОЛУЧИТЬ ВЛАСТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ / ФОТО C САЙТА CARNEGIEENDOWMENT.ORG

В следующий понедельник в Грузии состоятся очередные парламентские выборы (кстати, там этот день объявлен нерабочим). Президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая позавчера на встрече с избирателями на центральной площади Гори, заявил: «1 октября по своему значению является таким же решающим моментом, каким был август 2008 года, потому что то, что не смог сделать наш враг фронтальным наступлением, эмбарго, провокациями, подкупом людей, сейчас пытается сделать в результате выборов, маневрами вокруг выборов. Свобода и будущее Грузии ни на что не меняются, и мы ее защитим».

Как и в Украине, половина парламента (правда, не 450-, а 150-местного) избирается по спискам, половина — по одномандатным округам. Все депутаты избираются сроком на 4 года на основе всеобщего голосования.

Сейчас основная борьба в Грузии развернулась между правящей партией «Национальное движение», неформальным лидером которой является президент Михаил Саакашвили, и коалицией «Грузинская мечта», которую возглавил миллиардер Бирдзина Иванишвили, сколотивший в России капитал 6 млрд долл, равный бюджету Грузии. Остроты противостоянию между этими партиями придает начавшаяся буквально за десять дней до голосования война компроматов. Атаку на власти начала оппозиция, продемонстрировав видео, в котором тюремщики жестоко обращаются с заключенными. Власти уволили двух министров, произвели аресты и в ответ продемонстрировали видеосъемки, на которых оппозиция подкупает полицейских.

«День» обратился к грузинскому политологу Нике ЧИТАДЗЕ с просьбой прокомментировать, почему эти выборы важны для Грузии и как на результат выборов может повлиять война компроматов.

— Действительно, эти выборы очень важны для Грузии, учитывая тот фактор, что две ведущие партии — правящая «Национальное движение» и коалиция «Грузинская мечта», состоящая из 9 политических субъектов, идеологическая и политическая ориентация которых радикально отличаются друг от друга, — хотят получить большинство голосов в парламенте. Речь идет о том, пойдет ли Грузия демократическим путем или будет возвращаться в прошлое, будет ли Грузия ориентироваться на Евросоюз и НАТО и продолжать интеграцию в европейские и евроатлатнические структуры или же внешнеполитический вектор Грузии будет передвигаться с Запада в направлении Севера. Это касается и экономики, потому что «Национальное движение» поддерживает свободную рыночную экономику, а также будет стараться после победы на выборах проводить и очень эффективную социальную политику, неолиберальную политику, предусматривающую вовлечение государства в экономическую сферу путем социального страхования. Что касается коалиции «Грузинская мечта», то у них нет общей экономической программы. Их объединяет одно — стремление сменить действующую власть.

В Грузии все выборы значительны, потому что у нас демократия хрупкая. Грузия все еще, к сожалению, находится в переходном периоде, и очень многое зависит от того, какая политическая партия придет к власти. И в отличие от стран Запада с устойчивой демократией, смена власти у нас может повлиять на развитие демократических институций Грузии, рыночной экономики, на криминогенную обстановку, на формирование политической элиты.

— Но лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили заявляет, что он — за развитие отношений с ЕС, НАТО и возобновление сотрудничества с Россией. Что тут плохого?

— Но он неискренен в этом случае. Надо учитывать тот фактор, что, согласно социологическим опросам, более 75 процентов населения Грузии поддерживает вступление государства в НАТО и более двух третей выступают за сотрудничество с ЕС. В этом случае Бирдзина, наверное, вынужден говорить о том, что Грузия желает вступить в НАТО, на митингах оппозиции есть флаги ЕС. Но, с другой стороны, в одном из своих интервью Иванишвили признался: «Если бы я сказал Путину, что встречался с Саакашвили, то мой бизнес в России был бы сразу закрыт». Он также говорит, что Грузия якобы начала войну против России. Тут можно сказать, что Иванишвили говорит одно, а думает другое, поэтому его и считают пророссийским политиком. В составе «Грузинской мечты» есть люди, которых можно считать пророссийскими. Один из членов этой коалиции в Гаагском суде подал иск на Грузию за то, что она, мол, начала войну против РФ в августе 2008 года. Представьте себе гражданина Грузии, который подает иск против собственного государства. Можно не любить Саакашвили, но причем здесь родина? К сожалению, у нас среди политической элиты и интеллигенции есть люди, которые ставят свои амбиции выше интересов государства.

— А как может повлиять на результаты выборов начавшаяся война компроматов между оппозицией и властью?

— Конечно, это может повлиять негативно. К сожалению, из-за этой войны в избирательной кампании теряется много времени на выяснения, кто прав или виноват в этой войне компроматов, вместо того, чтобы избирателям предлагались конкретные программы в социальной, экономической и внешнеполитической сфере. Демонстрация видео о плохом обращении в тюрьмах может негативно повлиять на рейтинг «Национального движения». Но, с другой стороны, реакция государства, признание ошибок президентом, отставка двух министров, а также арест людей, которые совершали эти зверства, может немножко повысить рейтинг правящей партии. В то же время появившиеся свидетельства вовлеченности «Грузинской мечты» в подкуп грузинских полицейских для снятия этих видео могут негативно повлиять на эту коалицию. К сожалению, хорошо знакомый вам Каха Каладзе в этом случае вел определенные переговоры с представителями организованной преступности. На этих скандалах может вырасти рейтинг христианских демократов, которые еще в марте этого года заявляли о случаях подозрительной гибели нескольких человек в тюрьмах.

— Какой ваш прогноз: кто победит на этих выборах?

— На первое место выйдет «Национальное движение», которое получит от 45 до 53 процентов. Я думаю, что эту партию поддерживает половина населения. Поэтому она не сможет сформировать конституционное большинство. И при принятии некоторых законопроектов ей придется учитывать мнение оппозиции. Коалиция «Грузинская мечта» получит 20-25 процентов. К сожалению, в грузинской общественности есть те люди, которые думают: пусть будет любой другой, чтобы только не было Миши. И, кроме того, 5-процентный барьер смогут преодолеть христианские демократы.

— В одном из интервью эксперт по электоральным системам, политический аналитик Николай Мейнерт заявил, что в Грузии «проверить честность голосования вряд ли удастся». Что вы скажете на это?

— Это проверить можно, учитывая особенно то, что несколько тысяч наблюдателей будет в Грузии. Более того, комиссии укомплектованы представителями как правящей партии, так и оппозиции. К слову, у нас всего 73 избирательных участка. По моему мнению, все это будет способствовать тому, что выборы будут прозрачными, демократичными. Хотя поживем — увидим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать