Украина, Болгария и Румыния выставили счет ЕС
Министры транспорта Украины, Болгарии и Румынии подписали в Киеве совместное обращение к Европейскому Союзу с просьбой оказать финансовую поддержку восстановлению дунайского судоходства еще до конца нынешнего года. Сложно предсказать, какая судьба постигнет это обращение, но это уже какая-то реальная позиция, которую, между тем, высказывают и страны, стремящиеся вскоре вступить в НАТО.
Три министра заявляют, что их государства могут оказать помощь — как предоставлением специалистов, так и техническими средствами — для восстановления дунайского судоходства, в частности для расчистки фарватера, восстановления разрушенных в результате натовских авиаударов мостов в Югославии.
На киевской встрече министров, как и на предыдущей, прошедшей в Софии, назывались конкретные суммы потерь: Украина, например, считает, что она вследствие акции НАТО против Югославии потеряла более чем $58 млн. Убытки понесли Дунайское пароходство, АО «Укрречфлот», Измаильский, Ренийский, Килийский, Усть-Дунайский порты, Измаильский судоремонтный завод. Заблокированы 96 единиц флота Дунайского пароходства в верховьях Дуная и около 700 единиц — в нижней части. Не выполняется контракт о поставках сырья на югославский металлургический комбинат.
Потери Болгарии оцениваются в $100 млн., Румынии — в $90 млн.
Кстати, цифры, приведенные украинским министром Иваном Данькевичем, должны были бы, очевидно, убедить его румынского визави Траяна Базеску, что югославы не разрешают пользоваться своим резервным каналом вообще никому, а не только Румынии.
Конечно, было бы логично, если бы три страны обратились с совместным требованием к ООН и НАТО. Ведь, похоже, с прекращением военной акции НАТО против Югославии все, связанные с ней, вопросы просто забылись. София и Бухарест, очевидно, запомнят, что кто-то обязательно теряет больше, чем разработчик подобных акций. И может быть, в результате все вместе, наконец, будут добиваться учета мнений всех заинтересованных сторон при планировании экстраординарных мер.