Украина почти не видна
на мировом информационном поле«День», как никакая другая газета, неоднократно писал о, мягко говоря, странной государственной информационной политике, в результате которой в мире сегодня либо практически отсутствует информация об Украине, либо же наше общество предстает как исключительно коррумпированное, ненадежное для развития бизнеса и инвестиций, поставщик «живого товара» в развитые страны. Да и те украинцы, кто лишен возможности пользоваться Интернетом, находятся практически в изоляции от эксклюзивной информации мировых агентств. На днях об этих проблемах говорили на «круглом столе» по проблеме присутствия Украины в мировом информационном пространстве, который состоялся в Институте стратегических исследований, с привлечением специалистов Комиссии по проблемам информационной безопасности Украины, НУ им. Т.Г. Шевченко и представителей СМИ.
Речь шла о том, что в последние годы наблюдается заметное снижение интереса к Украине в мировых СМИ. Украина вспоминается чаще всего, увы, лишь в связи с Чернобылем. Мировые информагентства скорей сообщат о каком-нибудь прорыве коллектора, чем о 100-тысячном митинге. Да и украинские СМИ отличаются, по словам доктора социологии Натальи Костенко, «поразительной самоцентричностью»: до 60% всех их сообщений касаются Украины, что гораздо выше аналогичного показателя в других странах. Председатель Национальной телекомпании Зиновий Кулик привел цифры, что объем информации, которую зарубежные информагентства получают от нас, составляет лишь 7—8 % от получаемой нами из-за рубежа.
Такая позиция ведет к самоизоляции и как бы отсутствию на карте мира. Впрочем, не сам ли Зиновий Владимирович, пребывая в ранге министра информации, мог бы побеспокоиться об изменении ситуации к лучшему? Особую опасность, по словам выступавшего Евгения Плиско, представляет то, что часто Украину воспринимают через гораздо более распространенную в мире прессу России, через «московские очки». При этом ряд российских изданий целенаправленно искажает образ Украины. Очень велика диспропорция в освещении российских событий в Украине и украинских — в России. И, в первую очередь, это, безусловно, связано с недостаточным финансированием украинской информационной экспансии, с практически неимением корреспондентских пунктов за рубежом. Почти не присутствует Украина и в Интернете, уже ставшим во всем мире чуть ли не главным источником информации. И это — прямой результат отсутствия государственной программы прорыва сегодняшней информационной блокады. Несмотря на существование и министерства информации, преобразованного недавно в Госкомитет информационной политики, и других информационных структур, до сих пор, как признавалось на «круглом столе», не определены приоритеты государственной информационной политики на международном уровне, не сформированы механизмы ее реализации. Как всегда, при этом ВР кивает на исполнительные структуры, те — на ВР. А страна, тем временем, и в виртуальной реальности представляет убогое зрелище.