Украинская молодежь: за свободу еще нужно бороться!
Для большинства молодежи Советский Союз, холодная война, ФРГ и ГДР — это страница из учебников по истории, но истории живой. Такой, которая повлияла на судьбы их родителей и дала шанс новым поколениям. Но стоит глубоко проанализировать, как воспользовались украинцы своим шансом. «День» обратился к молодым людям с вопросом: «Что для вас означает падение Берлинской стены?».
Сергей СТУКАНОВ, аспирант Донецкого национального университета, участник Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи:
— По моему мнению, в первую очередь следует подчеркнуть символическое значение этого события. Хотя ее нельзя рассматривать вне широчайшего исторического контекста (понятно, что глубинные мировоззренческие изменения, которые претерпело население одной шестой суходола около 20 лет назад, были вызваны общим процессом расписания советской идеологии и упадка социалистической системы, в котором отмеченное событие было только моментом), ее символическое значение — и не только в смысле противостояния тоталитаризма и демократии — имеет исключительный вес. Дело в том, что под определенным углом обозрения — а именно с точки зрения генезиса культурно-исторических типов (термин Данилевского) — возведение Берлинской каменной стены выглядит не столько установлением символической границы между противоборствующими общественно-политическими системами, как кульминационным моментом экстенсивного (экспансионистского) развития российской цивилизации, которая осознала себя через противопоставление «Европе», во всяком случае, в XIX веке, а бессознательно это чувствовала, небось, с допетровской эпохи (тот факт, что отмеченная антитетичность сохраняется и культивируется в сознательности россиян и сейчас, уже при одинаковом — капиталистическом — способе производства, свидетельствует в пользу того мнения, что борьба социализма и капитализма была только своеобразными декорациями этой, настоящей борьбы, продолжающейся и после их смены). В этом свете ликвидация Берлинской стены стала для многих стран Центральной Европы (и, по меньшей мере — для Украины) красноречивым символом, который засвидетельствовал: пребывание в сфере влияния России не является их неизбежной исторической судьбой, и «пропащее время» (как метафорически выразился еще М. Драгоманов о пребывании Украины в составе Российской империи), наконец, завершается. К сожалению, Украина рассмотрела данный аспект все же намного слабее: в отличие от западных соседей, для подавляющего большинства украинцев мировоззренческое значение обсуждаемого события пролегло отнюдь не в плоскости геополитического самоопределения Украины. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что на фоне экономической ямы, в которую свалилась страна в 90-е, мировоззренческое осмысление текущих изменений для большинства отошло на очень дальний план, уступив безоглядному погружению в минутные потребности (проблема индивидуального выживания) и/или побеги от ненасытности этого мира (проблема индивидуального спасения, которая вылилась в лавинообразное появление всяческих религиозных сект и сообществ). По иронии судьбы, именно инертность геополитического мышления и перечеркнула впоследствии едва ли не все возможности, которые открыло перед Украиной падение Берлинской стены. Очевидно, лучше всего воочию это видно, в частности, на примере свободы передвижения, что ею успело воспользоваться немало наших — бывших — соотечественников, которые навсегда покинули страну в 90-е гг. Европа, для которой падение Берлинской стены стало толчком к как можно более активной внутренней интеграции, быстро сплотилась и «сгруппировалась» (словно перед скачком — экономическим, политическим и т.д.), — и вот перед украинцами вырос новый — хоть не железный — плотный занавес визового режима, а сама Украина уже в который раз в истории осталась «по эту сторону» баррикад. Думаю, резюме ко всему сказанному может быть такой дидактический вывод, который было бы не плохо усвоить современной украинской молодежи: за правду и свободу следует бороться, а справедливость — рано или поздно — все-таки восторжествует. Что же касается Германии, то и она являет собой незлой пример для нынешней Украины. Разделенная пополам, страна смогла преодолеть последствия этой катастрофы, и, несмотря на все сложности, уверенно тяготеет к органическому одноцельному существованию.
Артем ЖУКОВ, студент четвертого курса Национального университета «Острожская академия»:
— Как и любой переломный момент, такой прецедент как падение Берлинской стены, например, несмотря на сугубо позитивные моменты — воссоединение, консолидация и практическая экономическая выгода, имеет, естественно, свои негативные стороны. Временами негатив от резких изменений общество чувствует намного сильнее, чем постепенное шлифование установившихся принципов. Германия на протяжении всего своего существования — еще со времен Оттона I и Священной Римской империи вплоть до объединения Бисмарка — не была единственным политическим организмом, что обусловило, убежден, особенности немецкой ментальности. Несмотря на это, такой акт воссоединения по-немецки, в котором большую роль отыграла молодежь страны, и который имеет огромный практический смысл и сегодня, не удалось сделать украинцам в 1918 году. И, несмотря на то, что имеем очередной праздничный день в нашем календаре, он остается бесперспективным символом к обретению Украиной независимости. Реформация биполярности мира и потеря основного символа холодной войны — Берлинской стены — одновременно принесли и изменения мировоззрения европейского тогдашнего молодого поколения. Нам, украинским студентам, стоит взять для себя зерно позитива из того опыта и, возможно, в будущем его применить для опровержения конфронтационных настроений в отношении Украины и в Украине, и, как и в 1989 году — мирными шагами идти к консолидированной стране, в которой имеем честь быть рожденными.
Денис ПОДЬЯЧЕВ, социолог, участник Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи, Харьков:
— Для украинской молодежи такое событие, как уничтожение Берлинской стены — это, в первую очередь, символ. Однако это не тот символ, каким он является для большинства сознательной части человечества, где главный акцент делается на объединении разорванных частей с самого начала чего-то родственного. Для молодежи это, так сказать, символ начала свободы общения, взаимодействия и жизни бок-о-бок с теми, с кем развела по разные стороны чья-то холодная и жесткая воля. Это, в конце концов, символ победы над судьбой, ведь ничто не является таким важным для молодежи, как способность влиять на собственную судьбу самостоятельно, не спрашивая разрешения. Молодежь не всегда может понимать то, что она является самой активной частью своего народа, нации, однако она хорошо ощущает то, что именно она страдает едва ли не больше всего от любых искусственно созданных границ внутри этой самой нации.
Молодежь Германии, страны, которая вновь рождалась в 1989 году, была 9 ноября того года на передовой устранения ненавистного барьера между немцами. И именно позиция молодых людей тогда служила гарантией того, что государственное новообразование, которое тяжело возрождало связи между обеими частями, не распадется. Сегодняшняя украинская молодежь, также не всегда осознавая это, но идет в авангарде внутреннего объединения ментально расколотой Украины. Но, безусловно, именно этот слой будет упираться больше всего, если какие-нибудь антигосударственно настроенные кукловоды от политики однажды надумают прокладывать границу внутри украинского народа.
Выпуск газеты №:
№200, (2009)Section
Панорама «Дня»