Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские инициативы: перспективы и сомнения

26 апреля, 00:00
В последний день своего ближневосточного турне Президент Украины наконец обнародовал обещанные мирные инициативы по урегулированию палестинско-израильского конфликта. Во-первых, президент предложил развертывание в Палестинской Автономии многонациональных миротворческих сил. Это, убежден лидер, создаст благоприятную атмосферу для возобновления переговоров по созданию палестинского государства и обеспечит соблюдение договоренностей о прекращении огня. Во-вторых, Киев, по словам Президента, готов рассмотреть возможность участия Украины в этих миротворческих силах. В-третьих, Кучма выступил за выполнение сторонами конфликта плана Тенета и рекомендаций комиссии Митчелла. Кстати, ООН уже неоднократно рассматривала вопрос отправки в регион миротворцев, и часто — по инициативе палестинцев. Израиль выступал категорически против. На все проекты резолюций Совета Безопасности ООН, в которых говорилось о направлении на Ближний Восток миротворческих сил, налагалось вето Соединенными Штатами Америки. Объявленные Кучмой инициативы, весьма вероятно, могут стать причиной разговоров, будто Киев открыто стал на сторону палестинцев. Впрочем, предложения Украины полностью совпадают с инициативами Европейского Союза, который в ближневосточном вопросе в основном выступает не с произраильских позиций. Стоило бы также отметить, исходя из опыта бывшей Югославии и Сомали, что присутствие международных миротворческих сил отнюдь не гарантирует прекращения конфликта.

«День» предлагает читателям точку зрения израильского доктора международного права Мейра Розенна, который в 70-е годы принимал участие в мирных переговорах между Египтом и Израилем, завершившихся знаменитым Кемп-Дэвидским соглашением.

— Как вы оцениваете последние предложения Украины по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке? Считаете ли вы целесообразным отправку в регион миротворцев?

— Украина — дружественное для нас государство. Мы согласны принять любые предложения дружественной нам страны. Что касается отправки миротворцев, то об этом можно будет говорить только тогда, когда прекратится насилие. Израиль имеет в основном плохой опыт сотрудничества с миротворцами в регионе. Исключение составляет только демилитаризация на Синайском полуострове.

— Как участник мирных переговоров Израиля с Египтом, какой вы видите выход из палестинско-израильского конфликта?

— Мир с Египтом можно охарактеризовать как холодный. Но уже то, что за последние более чем двадцать лет на израильско- египетской границе не был убит ни один человек, можно отнести к успеху. Несомненно, мир с палестинцами возможен. Уверен, этого хочет и население Палестинской Автономии. Однако нужна политическая воля для решения многих проблем. Прежде всего прекращение насилия. Один из израильских политиков сказал, что Израиль никогда не примет внешнюю политику любой страны, которая в качестве одного из инструментов решения вопросов выбирает самоубийственные акции.

— На этих выходных израильский премьер-министр объявил о завершении первого этапа военной кампании «Защитная стена» на Западном берегу реки Иордан. Считает ли себя Израиль победителем?

— Израиль не ставил перед собой цели победить. Наша цель заключалась в уничтожении террористической сети палестинцев. В результате мы видим резкое сокращение попыток террористов провести свои акции. Израиль показал им, что у террориста не существует иммунитета. О своей победе мы не можем говорить еще и потому, что нам не удалось избежать гибели израильских военных. Израиль мог бы провести бомбардировки с самолетов и, таким образом, не подвергать опасности жизни своих солдат, однако он пошел другим путем, введя наземные войска. Жертв среди мирных палестинцев, к сожалению, также не удалось избежать, поскольку Ясир Арафат использовал их как своеобразный защитный щит, во избежание ударов против себя. Хочу отметить, что борьба против терроризма будет иметь успех только тогда, когда к ней присоединится весь мир. Желая того или нет, но европейские страны, пытаясь защитить Арафата, вдохновляют тем самым террористов. Европа выделяла сотни миллионов долларов палестинскому лидеру на восстановление автономии, вместо этого эти деньги расходовались на закупку оружия у Ирана. ООН сейчас намерена направить на Ближний Восток миссию, которая должна установить, что на самом деле произошло в палестинском лагере беженцев в Дженине. Нам нечего скрывать, поэтому мы и согласились на приезд этой группы. Однако ООН должна бы учесть и израильское мнение, назначая членов миссии. Мы не второсортная страна и не можем допустить, чтобы в нее входили люди, которые давно заявляли, что виноват во всем Израиль. Это напоминает суд, который, засадив человека на десять лет в тюрьму, потом вызывает на слушание первого свидетеля. К сожалению, у нас плохой опыт сотрудничества с ООН. Скажите, например, каким образом в том же Дженине, подконтрольном ООН, были созданы фабрики по производству оружия?

— Некоторые эксперты считают, что для восстановления спокойствия на Ближнем Востоке Ясир Арафат и Ариэль Шарон должны уйти в отставку, поскольку им обоим за семьдесят и большую часть своей жизни они жили в условиях конфликта?

— Я бы не хотел решать, кому следует быть лидером, а кому нет. Кроме того, считаю неуместным ставить рядом имя Ариэля Шарона и архитеррориста Ясира Арафата. Шарон всегда отстаивал мир. Из-за подписания договоренностей с Египтом, напомню, крайне правые Израиля обвинили его в измене. Именно с Шароном бывший премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху согласился передать палестинцам 40% территории около города Хеврон. Что же там сейчас? Те же фабрики по производству оружия. Арафат нарушал все договоренности в первый же день после их подписания. Как можно использовать 9-летних детей в войне? Арафат это делает. Только для того, чтобы показали угнетение палестинцев по телевидению. Его уже давно следовало бы наградить Оскаром за подобные режиссерские способности. Поэтому, думаю, дело не в лидерстве, а в воле палестинцев жить в мире.

— Считаете, Шарон войдет в историю как герой, а не провокатор последней интифады?

— Шарон — демократически избранный премьер-министр страны. Он представляет 80% израильских парламентариев. Его нынешние действия поддерживает 95% населения. Единственное обвинение против него было выдвинуто в 80-х годах, когда во время военной операции в Ливане произошла резня в Сабре и Шатиле. Однако вина Шарона заключалась только в том, что он не смог предвидеть убийства, совершенные против мусульман христианами. Тогда, будучи министром обороны, Шарон ушел в отставку. В феврале прошлого года народ избрал его премьер-министром. Нет никаких сомнений, что евреи будут помнить его только как героя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать