Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский Берлин: прошлое и настоящее

Одна из самых ярких страниц истории наших соотечественников за рубежом — это существование мощной диаспоры в Германии в первой трети ХХ века
15 марта, 12:02
ФОТО С САЙТА WIKIMEDIA.ORG

Уже в начале прошлого века здесь преобладал глубоко знакомый нам процесс: наши соотечественники приезжали в Германию на заработки сотнями тысяч. Организованные формы украинское движение приобрело с началом лихолетья, когда во время Первой мировой войны появились лагеря военнопленных. Так, в одном из таких лагерей в Винсдорфе под Берлином со временем сформировалась «Украинская община», объединявшая около 70 человек. Усилиями общины были организованы драмкружок и библиотека, курсы украиноведения, а также технические и сельскохозяйственные курсы. Но настоящий расцвет начался — к сожалению, не от хорошей жизни — после большевистской революции и гражданской войны. Вместе с такими известными людьми, как Владимир Винниченко и гетман Павел Скоропадский, в Германию выехали десятки тысяч украинцев всех слоев — от крестьян и солдат до интеллектуалов и высших офицеров. В 1920-е годы Берлин стал настоящим центром диаспорной жизни. Здесь работали издательства, в частности «Українське слово», издавались газеты, журналы («Літопис» «Політика», «Український прапор», «Українска молодь»), книги (самые заметные издания — словари Гринченко и Уманца, «Слов’янський Світ» Д. Дорошенко, художественная монография об Архипенко). Благодаря содействию П. Скоропадского в 1926 г. официально открылся Украинский научный институт с четырьмя исследовательскими кафедрами. Было множество активно действующих общественных организаций: Национальный совет Украинских женщин, Союз украинских старшин, Союз студентов-украинцев, Союз объединенных общественных и благотворительных организаций в Германии, Комитет помощи голодающим на Украине занимались всеми аспектами жизни соотечественников за рубежом.

Отдельно следует сказать о Владимире Винниченко: он стал настоящей литературной знаменитостью в Веймарской республике далеко за пределами национального сообщества. Его пьесы «Ложь», «Черная Пантера и Белый Медведь», «Закон», «Грех», романы «Честность с собой» и «Записки курносого Мефистофеля» переводились на немецкий и имели значительный успех. По пьесам шли десятки спектаклей как в театрах Германии, так и на сценах других европейских стран. Так же на немецкие экраны в 1922 году вышел фильм «Черная Пантера».

К сожалению, это диаспорное Эльдорадо вскоре прекратило существование: сначала Германию поразила чума нацизма — организации были разгромлены или поставлены на службу режиму, многие активные деятели оказались в тюрьмах или концлагерях, потом пришли война и советская оккупация. После войны из-за разделения на оккупационные зоны и возведения Стены значение Берлина как зарубежной столицы украинства было нивелировано. В целом, эта страница общей украино-немецкой истории еще ждет своей обработки.

О прошлом и настоящем украинского Берлина мы поговорили с человеком, хорошо знающим предмет: выпускницей магистратуры по профессии Public History Института им. Фридриха Майнеке Свободного университета Берлина, координатором Украинского киноклуба в Берлине Александрой БИНЕРТ.

— Что такое собственно исторический украинский Берлин?

— Он не родился в один момент. Немецко-украинские отношения развивались с течением времени, имели свои позитивные и негативные стороны. Но если говорить о сугубо украинском историческом Берлине, то здесь играет наибольшую роль ХХ век, когда произошло особое оживление — из-за разных волн украинских миграций. Некоторые из них достигали Берлина и здесь оседали.

— Какой компонент тогда преобладал: политический, культурный, просветительский, религиозный?

— Это вопрос сложный и слишком широкий. Если почитать очень интересные воспоминания дочери последнего гетмана Павла Скоропадского Елены Отт-Скоропадской о его жизни в Берлинском изгнании, то преобладала политика, но если обратиться к рассказам Остапа Вишни о Берлине и его здесь пребывании или к дневникам Владимира Винниченко, понимаешь, сколько культурной украинской жизни здесь бурлило в межвоенные времена. Таких примеров много.

— Можно ли сказать несколько слов о важнейших моментах?

— В религиозном плане хотелось бы выделить фигуру Блаженнейшего о. Петра Вергуна. Посвященный в 1927 году самим Митрополитом Андреем Шептицким, он был назначен священником Украинской греко-католической церкви в Берлине, много работал над объединением украинцев и помогал общине. Он оставался в городе до последнего — известно, что при наступлении советских войск в 1945 году на Берлин ему предлагали убежать, но он ответил, что останется в Берлине, пока здесь будут украинцы, которые нуждаются в его пастырской помощи. Вергун был арестован НКВД и умер после пыток и нескольких лет заключения в лагере ГУЛАГа в 1957 году. Что касается политики, то среди берлинских украинцев были разные течения: от консервативных кругов, сплотившихся вокруг Павла Скоропадского, до националистов. В 1923 году одним украинским предпринимателем был куплен дом, ставший центром украинской общины Берлина, теперь он известен как «Дом с тризубом». В доме были, кроме прочих, офисы украинской пресс-службы ОУН и центральная управа ОУН — именно потому и появился тризуб на углу дома, который есть там до сих пор. Кроме того, дом служил убежищем для многих украинцев в межвоенное время. С 2010 года украинцы собираются перед этим домом на акцию памяти жертв Голодомора «Зажги свечу памяти». В 1940 году в Берлине в бедности кончил свои дни бывший глава Украинской национальной рады Евгений Петрушевич и был похоронен на кладбище Св. Ядвиги. Позже, как известно, Петрушевич был перезахоронен на Лычаковском кладбище во Львове по инициативе главы одной из украинских организаций Берлина Виктора Боднарчука, который, в частности, рассказал мне о некоторых из отмеченных здесь мест. Хотелось бы сказать и об основании и работе Украинского научного института в Берлине (1926—1945). Основанный во времена пребывания здесь Павла Скоропадского институт занимался исключительно исследовательской деятельностью. Из просветительского украинского Берлина следует упомянуть издательство «Українське Слово» (1921—1925). Также большое место занимал культурный Берлин. Здесь в разное время пребывали и творили Леся Украинка, Богдан Лепкий, Лев Квитко, Владимир Винниченко, Мыкола Хвылевой, Остап Вишня, Александр Довженко, Александр Архипенко и многие другие. Особенно интересна судьба киевской актрисы Анны Стен, которая приобрела после съемок в Бабельсберге (Потсдам, под Берлином) славу звезды европейского кинематографа и позже была приглашена работать в Голливуд. Неизвестные страницы биографии Стен о ее пребывании в Германии были открыты к. ф. н. Еленой Новиковой в конце 1990-х годов.

— Мы уже немного коснулись территориального аспекта: каковы «места силы» на карте украинского Берлина?

— Такие места я бы назвала не «местами силы», а «местами памяти». К открытой в 2010 году памятной доске Леси Украинки в доме, где была клиника Бергмана, в которой она лечилась, возлагают цветы. Также и к доске, открытой в 2004 году в память о замученных украинцах в бывшем концентрационном лагере Заксенхаузен. Сотрудники дипломатической службы собираются в день дипломатического работника на могиле посла Украины Николая Порша (1919—1922). Доску памяти о Блаженнейшем о. Петре Вергуне можно найти в Церкви Св. Ядвиги. Также существует памятная доска режиссеру Александру Довженко на доме, где он раньше жил. Думаю, самое сильное из подобных мест не отмечено на берлинской карте памятников: это дом на Папельаллее, 60/61, где в начале своего пребывания в Берлине вел священническую деятельность о. Вергун. Это был, очевидно, очень светлый, добрый, приветливый и интересный человек, который много помогал украинской общине и отдельно каждому украинцу, жившему здесь.

— Вы не назвали в этом списке «Дом с трезубцем».

— Да, я бы его к таким местам не отнесла. Невзирая на то, что это был важный центр украинской межвоенной жизни, сотрудничество некоторых украинских политиков с национал-социалистами и недостачное исследование этого периода украинскими историками бросают свою тень на дом в истории украинского Берлина. Считаю, что нужно относиться к своей истории честно: некоторые украинцы сотрудничали с немцами, как и некоторые представители многих других европейских стран, и это ни для кого не тайна. Нам нужно осмыслить эту часть истории и идти дальше.

— Хотелось бы кое-что конкретизировать относительно еще одной важной фигуры: есть ли Берлин Винниченко?

— Это очень интересный и резонный вопрос. Винниченко действительно жил в 1920-х годах в Берлине, в его зеленом, богатом озерами предместье Целендорф, и создал свое, отдельное пространство. Он был достаточно известен немецкой публике своими драматическими произведениями, написал здесь научно-фантастический роман «Солнечная машина». Его драма «Ложь» игралась в берлинских театрах, в частности в «Фольксбюне», 60 раз! Однако этого «пространства Винниченко», каким бы оно ни было, не существует в коммуникации украинцев Берлина или вообще берлинской общественности. Для того чтобы то или иное пространство ожило, нужно его обозначение на карте города (хотя бы памятной доской), необходимо внесение его в какие-то комеморативные действия, скажем — в дни памяти украинских писателей или государственных деятелей за рубежом. Пока что включение этого пространства в современный Берлин, к сожалению, является неполным.

— Кстати, что можно сказать о современном положении дел?

— Современный украинский Берлин существует, есть несколько активных организаций, но в этом обществе нет преемственности, продолжения нити памяти, которая существует в украинских общинах других государств, куда мигрировали украинцы. Поскольку Берлин, бывший до Второй мировой войны центром немецкого украинства, оказался в советской зоне оккупации, многие деятели украинской миграции либо переехали в Мюнхен, либо уехали из Германии. В Берлине нет сегодня Украинского Дома, подобного существующим, например, в украинских общинах Парижа, Москвы или Мюнхена.

— Имеет ли украинский Берлин перспективу?

— Берлин будет и в дальнейшем открытым городом. Много надежд возлагаю на различные стипендиальные программы для художников, студентов, активных деятелей гражданского общества, в которых заодно включают и украинцев. Берлин — это «большой вокзал», то есть нам нужно привыкнуть к мысли, что он притягивает, сюда приезжает много разных и интересных людей, которые, однако, не остаются в Берлине навсегда. Думаю, нам нужно пытаться посмотреть на положение с позитивной точки зрения. Те, кто приезжают сюда, даже ненадолго, из Украины, могут многое привносить в восприятие нашего государства за рубежом — кроме работы в этом направлении со стороны диаспорных организаций.

— Возможно, украинцам, приезжающим сюда, интереснее быть гражданами мира — тем более что и Берлин город космополитический?

— Новейшее развитие Европы действительно показывает, что многие государства отходят от монокультурного восприятия своих обществ и смотрят на них намного шире — этот процесс очень важен, поскольку он включает и поликультурный взгляд на собственную историю, который Украине тоже нужен и понимания которого в Украине недостает. Включение истории разных народов, которые жили и живут на территории современной Украины, в ее большую историю (например, поляков, евреев, армян, немцев, крымских татар и других) вовсе не означает, что Украина будет «потеряна», как считает кое-кто, наоборот — от понимания нашего многообразия мы только выиграем. Это я вижу каждый день в Германии — здесь есть понимание важности поддержки поликультурной среды, в Германии существует уполномоченный по интеграционной политике при немецком правительстве. Что делать в этой ситуации украинцам? И особенно украинцам в Берлине? Здесь уже каждый решает сам для себя. Полагаю, что очень важно для диаспоры открыться внешнему миру, но быть при этом сознательными представителями собственной культуры за рубежом. Этому никак не помешает восприятие себя «гражданином мира». Вы можете быть им, но у вас есть при этом одна Родина, и вам не нужно от нее отказываться, чтобы влиться в здешнюю среду. Совсем наоборот — как раз Берлин является замечательным примером того, что поликультурные общества только выигрывают от взаимных влияний.

— Каким вы видите свое место в этом Берлине?

— Наряду с работой по специальности я постоянно пытаюсь рассказывать и показывать берлинцам, что такое современная Украина. В 2009 году мной был основан с этой целью Украинский киноклуб в Берлине — для многих берлинцев наша страна остается, к сожалению, «темной лошадкой», государством, которое находится «где-то там или около России...». В этом контексте мне всегда очень интересно смотреть, с каким удовольствием простые берлинцы воспринимают украинскую культуру, сколько зрителей приходит в киноклуб, а затем остается на обсуждение после фильмов. Нам есть что показывать, и есть люди, которым интересно узнавать о нашей стране. Свое место я вижу здесь во влиянии на связь между двумя обществами и побуждении берлинцев узнавать об Украине больше.

***

Уже в последние дни пребывания в Берлине автору этих строк довелось побывать в церкви Св. Ядвиги на литургии, которую провел глава Украинской греко-католической церкви о. Святослав (ШЕВЧУК). Его проповедь — это, безусловно, обращение ко всем украинцам, независимо от степени их религиозности.

— Мы сегодня молимся в том же храме, где молился блаженный священномученик Петр Вергун. И как раз в феврале этого года мы входим в 55 годовщину со дня его мученической смерти. Более того, литургия в этом храме для меня лично является итогом моего первого визита в Германию. Я имел возможность встречаться с высочайшими главами немецкого епископата, представителями немецкого государства, украинским посольством в Германии, с консулами в Мюнхене, Франкфурте, а сегодня имею возможность быть здесь вместе с вами. С одной стороны, хочу поблагодарить Господа Бога за такой интенсивный и интересный визит. Потому что все, кого я встречал, проявляли большую заинтересованность событиями и процессами, которые происходят в Украине. Но в первую очередь я всегда хотел говорить, напоминать о присутствии украинской общины в Германии. Заботясь о каждом из вас. Чтобы вы почувствовали, что ваша церковь о вас не забыла, каждого из вас любит, за вас молится и насколько возможно пытается отстаивать ваше достоинство, где бы вы ни были в мире.

А теперь вернемся назад, к тем временам, когда здесь, в этом храме, отец Петр Вергун спрашивал у Господа Бога, что он должен делать, как он должен действовать, как он должен дальше служить Ему. Вспомните, что в то время город Берлин не был тем местом, куда все хотели приехать, наоборот, из Берлина все убегали, спасая свою жизнь. И, наверное, в этом храме он понял, кто он и какова его задача. В то время, когда все убегали, он остался. В то время, когда все думали только о себе, он думал о жизнях тех людей, к которым послал его Господь Бог как единственного пастыря, единственного утешителя, единственного проводника в Царство Небесное.

На мой взгляд, фигура блаженного священномученика Петра — большое сокровище для Украинского экзархата в Германии, надежный фундамент, который действительно дает нам веру в то, что мы здесь сможем улучшить нашу общественную и церковную жизнь. Он и сегодня к нам обращается: «Именно там нуждается в нас Господь, туда нас зовет, где сегодня, возможно, труднее всего, тяжелее всего (...), не чурайтесь своей веры, не чурайтесь своей ответственности за тот великий дар, который передала вам ваша мать Украина, ваша мать Церковь». Не чурайтесь быть христианами в этом непостоянном, изменчивом мире... Ставьте в своей жизни Бога на первое место, а остальное — на свое место, и мы вместе сможем действительно построить наше будущее и в Украине, и в объединенной Европе. Пусть блаженный священномученик Петр, присутствующий сегодня между нами, в его храме, будет нашим заступником и помолится перед престолом Всевышнего за каждого из вас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать