Украину на «Оскаре» представит «ТойХтоПройшовКрізьВогонь»
Александр КРИШТАЛОВИЧ: «Для творческой группы фильма это номинирование — своеобразный экзамен»
Фильм украинского режиссера Михаила Ильенко «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» (производство продюсерского центра «Інсайт-медіа» при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино) выдвинули от Украины на премию Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Фильм на иностранном языке». Решение номинировать именно ленту Михаила Ильенко, а не Евы Нейман «Дом с башенкой», которая также на это претендовала, члены Украинского Оскаровского комитета приняли 5 сентября, ссылаясь на то, что «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» — более индустриальный, рассчитанный на массовую аудиторию фильм.
Напомним, что «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» во время проката на протяжении 46 дней находился в топ-10 по количеству зрителей. Ленту в 40 городах Украины просмотрели свыше 60 тысяч людей.
До 1 октября «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» будет рассмотрен и принят Американской академией кинематографических искусств и наук (Лос-Анджелес, США) для дальнейшего отбора среди фильмов других стран. Лучшие ленты-номинанты объявят 15 января 2013 года, а сама юбилейная 85-я церемония награждения лауреатов состоится 24 февраля в Лос-Анджелесе.
Об особенностях съемок фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» и в целом об украинской операторской школе «День» в формате блиц-интервью пообщался с оператором ленты Александром КРИШТАЛОВИЧЕМ.
— За почти пять лет работы над фильмом «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» было много разочарований и определенных побед. Иногда радовался, что именно я работаю над лентой, а случалось и так, что безнадежно опускались руки. Каждый раз приходилось начинать работать почти с нуля, часто переснимать эпизоды. Но конечным результатом работы доволен.
— Чем фильм «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» особенный с операторской точки зрения?
— Хотя история, которую мы экранизировали, построена на определенных реальных событиях, в целом она — нереальная. Поэтому начиная работу над лентой, я поставил себе цель — сделать как можно более реалистичную картинку. Хотел, чтобы у зрителей даже сомнения не возникало в правдивости увиденного. По моему замыслу, обязательным должен был быть эффект присутствия. Надеюсь, это удалось сделать. Конечно, длительную во времени и непростую по сценарию съемку постигли определенные проблемные вызовы, которые приходилось решать по ходу. Например, необходимо было снимать кадры с борта легкого двухместного самолета. Долго думали, как намертво прикрепить камеру к корпусу, чтобы не слетела. Аппаратуру таки прикрепили, но это фактически перекрывало пилоту передний план. Очень боялся, что ему ничего не будет видно, но, как оказалось, пилоту не обязательно смотреть вперед. Трудно дались кадры с волками. Когда видишь настоящих хищников без привязи и не в клетке — это страшно. А здесь еще и нужно снимать, давать им команду, куда бежать и что делать (улыбается).
— Можно ли говорить о существовании собственно украинской операторской школы?
— В истории украинского кинематографа можно увидеть целую плеяду талантливых операторов. Например, Вилен Калюта, который получил с Никитой Михалковым «Оскар». Его полностью заслуженно можно назвать выпускником украинской операторской школы, потому что он не только родом из Украины, но и работал на киностудии имени Александра Довженко. Украинская земля дала немало талантливых кинооператоров, в частности Сергея Михальчука. Другое дело, что в Украине снимают очень мало фильмов, потому лучшие наши операторы вынуждены работать в России. Мировая школа кино очень динамично развивается: меняется техника, способы производства, виденье съемок, требования к кадру. То, что было догмой еще в 1980—1990 годах, сегодня вообще не используется. Хотелось бы, чтобы Украина от мировых тенденций не отставала.
Очень приятно, что фильм «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» признан достойным и может представить Украину на «Оскаре». Это возможность для картины прежде всего выйти на международный уровень и получить профессиональную оценку. Для творческой группы фильма номинация на «Оскар» — своеобразный экзамен. Мы его сдали, а теперь, подобно студентам на сессии, ждем оценки.
Выпуск газеты №:
№159, (2012)Section
Панорама «Дня»