Перейти к основному содержанию

Умный и еще умнее

Как украинские вузы абитуриентов отбирали
25 июля, 00:00

Нынешнему министру образования и науки Ивану Вакарчуку надо отдать должное. Придя на должность и получив в наследие не им заваренную «кашу», он героически взялся ее расхлебывать. Имеем в виду вступительную кампанию этого года, проблем с которой и действительно много. Мало того, что в новых правилах приема с трудом разбирались как абитуриенты и их родители, так и руководство университетов. Кое-где сами чиновники не могли объяснить, что, когда, кому и как делать. А здесь еще и руководство некоторых вузов, проникаясь, кто качеством абитуриента, а кто — финансовым «наполнением» этого вопроса, решили заняться самодеятельностью и поискать пути проведения собственного внутреннего отбора абитуриентов. Такой «произвол» стал поводом для гневного письма министра руководителям высших учебных заведений III—IV уровней аккредитации. Под раздачу в первую очередь попала Киево-Могилянская академия, которая, будучи пионером в проведении вступительного тестирования, от внутреннего отбора отказаться не согласилась. Письмом могилянцы не очень прониклись, и внутренний экзамен все же провели. Обосновали это собственным многолетним опытом, нынешними «Условиями приема в вузы», где предусмотрено так называемое предварительное тестирование, а также сослались на неизменно высокое качество подавляющего большинства своих абитуриентов. Для людей, которые работают в высшем образовании, диковинкой это не стало — Могилянка традиционно демонстративно показала свою исключительность. А вот в МОН этого не поняли, назвав такой жест «неадекватным поведением».

В выступлении почетного президента НаУКМА Вячеслава Брюховецкого, опубликованного на официальном сайте университета, отмечается, что «научно-аналитический центр тестирований НаУКМА (руководитель — д. филол. наук В.С. Брюховецький) реализует научный проект «Разработка современных технологий вступительных тестовых испытаний», утвержденный приказом МОН № 1044 от 27.11.2007 г. «О результатах конкурсного отбора проектов научных исследований и разработок...». Этот проект предусматривает «Экспериментальное исследование через проведение конкурсного отбора поступающих в НаУКМА в формате тестирования с учетом результатов сертификатов 2008 года, предоставленных УЦОЯО. Определение эффективности предложенных параметров конкурсного отбора на тестировании в НаУКМА 2008 года». По результатам этого исследования будет подготовлена научно-аналитическая справка результатов вступления и обучения различных категорий студентов». Возникает логичный вопрос: каким образом разрабатывался этот проект, если в министерстве о нем или не знают или забыли, а в Могилянке о нем начали говорить только тогда, когда нужно было оправдать свое непослушание?

Что же, образовательные нововведения этого года (несмотря на все недостатки организации) сделали хорошее дело: расшевелили отечественную систему образования, показали все ее минусы и плюсы. Бесспорно, и Киево-Могилянская академия, и еще ряд вузов имеют все основания называться особыми. Но для этого нужна соответствующая законодательная база. Пока же ее нет, поведение по принципу «а нам закон не писан» не просто унижает другие, во многом не худшие университеты, но и дезориентирует и без того растерянных абитуриентов.

КОММЕНТАРИИ

Игорь ПАСИЧНИК, ректор Национального университета «Острожская академия»:

— Для отбора абитуриентов мы учитываем их дополнительные успехи: балл аттестата, участие в олимпиадах и тому подобное. Однако сложность заключается в том, что очень большие привилегии имеют льготники. Это неуместное нововведение, на наш взгляд, все абитуриенты должны иметь равные права. Для примера, если у ребенка из Ивано-Франковской области балл сертификата 200, а у выпускника из чернобыльской зоны — 26, я должен пожертвовать лучшим абитуриентом. Нужно учесть, что за последнее время количество инвалидов существенно выросло. В конце концов, мы вынуждены даже проводить отдельные собеседования среди льготников.

Кроме того, очень тяжело определить, сколько человек из тех абитуриентов, которые имеют проходной балл сертификата, останутся именно в нашем вузе, а не пойдут в другой. В связи с этим мы изучили опыт Швеции, которая имеет похожую систему поступления. Шведы, кроме зачисленных поступающих, оставляют 40 следующих по рейтингу в резерве. Таким образом, мы оставляем по 10 резервных мест на каждую специальность, а после подведения итогов мы будем посылать абитуриентам письма, где будет написано: «Ваша фамилия под номером один в резервном списке поступающих». Это даст надежду абитуриентам и их родителям, а нам уверенность в том, что мы сможем заполнить места, которые останутся, лучшими студентами.

В следующем году нужно будет также пересмотреть проходной балл. 124 балла сертификата — это позорно для Острожской академии! Мне кажется, было бы неплохо, если бы МОН предоставило право вузам самим определять проходной балл.

В целом же, вступительная кампания в Острожской академии прошла спокойно.

Михаил ЗГУРОВСКИЙ, ректор Национального технического университета «Политехнический институт»:

— Нам очень важно отобрать тех абитуриентов, которые имеют задатки к творческой технической деятельности, могут быть конструкторами, инженерами и тому подобное. Поэтому мы идем в школы со своими олимпиадами, выставками для того, чтобы найти будущих королевых, сикорских, люлек... В соответствии с утвержденными Правилами приема для нашего университета мы имеем определенную квоту на таких творческих личностей. Однако, насколько я слышал от чиновников, в следующем году планируется отойти и от этого исключения.

Прежде всего, эта новая система поступления полезна. Полезна тем, что осуществляется мониторинг знаний школьников на единой платформе. Мы впервые узнаем, какой среднестатистический уровень знаний, и сможем оценить наш человеческий потенциал, на что мы способны.

Что же касается недостатков этой системы, то она построена на недоверии к учителю и педагогу. Они объявлены коррупционерами, а потому создан другой институт государства из некоррупционеров по определению, который будет заниматься вступительной кампанией. Меня это волнует, поскольку были затронуты фундаментальные основы обучения, которое всегда базировалось на уважении ученика к учителю.

Во-вторых, тестирование построено на одномоментном определении уровня знаний, что несет за собой большие случайности. В мире действуют системы тестирования накопительного характера, когда за определенный период времени можно точно установить, на что способен ребенок.

И третье, система тестирования нечувствительна к творческим особенностям человека. В таком случае «за скобками» остаются люди, которые действительно могут создавать что-то новое, а как известно, в обществе таких людей до 10%. Они менее эффективны в шаблонных ситуациях, в которых демонстрируют знания ниже действительных.

В будущем система тестирования должна быть откорректирована таким образом, чтобы было устранено понимание, что она служит для преодоления коррупции в образовании. Кроме того, она может использоваться как вспомогательная, но университеты, отвечающие за прорывные направления развития общества, должны осуществлять окончательный отбор по собственным методикам.

Геннадий ПИВНЯК, ректор Национального горного университета г. Днепропетровска:

— На основе правил, установленных Министерством образования и Министерством юстиции, были составлены правила приема в каждый вуз с учетом правил данного учебного заведения. Министерство просто уточнило некоторые действия, внося изменения в условия приема. Они относились прежде всего к льготным категориям студентов, которые могут быть зачислены при наличии сертификатов независимого тестирования. Но они зачисляются вне конкурса. Это относится к детям-сиротам, инвалидам. А что по поводу независимого тестирования, то, по моему мнению, это необходимый элемент развития и реформирования системы высшего образования с позиции системности и одинаковых подходов к организации подготовки у школьников, а затем создания необходимых равных условий для поступления в вуз. Естественно, этот масштабный эксперимент в стране может быть по-разному оценен в зависимости от того, как каждый регион отрабатывал эту технологию. Это необходимый элемент, но он требует максимального изучения опыта приема абитуриентов в этом году, и его следует внимательно изучать в ходе организации и проведения приемной компании. Что и делает наш университет. Но вместе с тем есть много желающих поступить на технические специальности. И вот именно поэтому вузы в будущем, на мой взгляд, должны больше работать с выпускниками техникумов — но не только в период вступительной кампании, а в течение длительного периода времени, прививая учащимся интерес к технологическим специальностям, или, точнее, утверждая этот интерес на примере научных работ, технологических проектов, на примере соответствующих практик, экскурсий в учебные заведения. Это крайне необходимо, чтобы технические специальности развивались, ориентируясь на инновационный путь развития экономики Украины и создание высокотехнологического производства. Без этого никакое независимое тестирование не решит вопрос последующего утверждения и развития личностей.

Думаю, что независимое тестирование будет существовать в будущем, но доверие к университету, к профессору, к профессорской аудитории должно возрастать. А по поводу коррупции — она находится отнюдь не в системе образования, а далеко за пределами университетской среды. Коррупция — общая проблема страны, и она будет решена, если будет подниматься экономика Украины. Чем она будет более высокотехнологической, тем больше будет потребность в интеллектуальном потенциале, который создают технические университеты.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать