Универсальная оценка
Восток и запад Украины нашли общий знаменательБудет ли содействовать примирению украинских политических элит Универсал национального единства, подписанный ведущими партиями Украины, Президентом Виктором Ющенко и спикером парламента Александром Морозом? Действительно, объединит ли этот документ восток и запад Украины? Кто выиграл или проиграл в этой ситуации? Как повлияет на интеграцию Украины в евроатлантические структуры приход к власти бывшего премьер-министра Виктора Януковича, представляющего совсем противоположную украинскому Президенту политическую силу? Следует ли надеяться, что новое премьерство Януковича улучшит отношения Украины и России? Ответ на эти вопросы, а также размышления о влиянии Универсала на внешнюю политику Украины читайте в комментариях, которые «День» получил от ряда западных и русских экспертов.
Александер РАР , директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике:
— Сейчас достигнута историческая договоренность между политическими элитами Украины. Восток Украины также выступает за европейский путь Украины. Поэтому, я думаю, теперь абсолютно нормально будут складываться отношения всего Запада с новым правительством Виктора Януковича. Поскольку на Западе не будет казаться, что Янукович будет стараться опять вывести Украину с чего-то общего и привести ее к России. Эта договоренность была нужна и нынешнему Президенту Виктору Ющенко, чтобы успокоить Запад, и В.Януковичу, чтобы тоже получить поддержку от Запада и тем самым не стать изолированным лидером в Украине. Я думаю, что сейчас эта договоренность может достаточно прочно действовать. Восток и запад Украины нашли общий знаменатель и теперь могут двигаться. Для Запада важно, что стратегическое направление политики Украины будет определяться Президентом, а не премьером. Естественно, во многом В.Ющенко пришлось идти на компромиссы и отдать восточным элитам Украины экономику и экономическое развитие страны. Это были вынужденные шаги. Без этого он не мог бы сам остаться у власти. Потому что альтернатива к В.Януковичу, бывший премьер-министр Юля Тимошенко, которую, по всей вероятности, как мы видели за последние месяцы, В.Ющенко абсолютно не хочет видеть в этом качестве.
Трудно судить, кто выиграл или проиграл в этой ситуации. Главное, что в Украине наконец- то появилось правительство, что страна не повисла где-то в воздухе после выборов. Ведь на самом деле выдвижение В.Януковича произошло достаточно легитимно. Все признали прошедшие в марте парламентские выборы как самые свободные и честные на постсоветском пространстве за последние 15 лет. Я думаю, что успокоительным фактором для Запада будет то, что в газовом конфликте В.Янукович может быстрее договориться с Россией. В ЕС никто не хочет нового газового кризиса между Украиной и Россией. В данном случае есть очень много положительного относительно того, как будет развиваться Украина. А ведь был очень большой вопрос, сможет ли правительство, состоящее из олигархов, либеральных социалистов и коммунистов, интегрировать страну в мировую экономику. Я должен сказать, что сейчас такой шанс есть, если суммировать баланс Ющенко и Януковича в парламенте, и если обе силы договорились, что Универсал будет действовать. Через какое- то время в Украине действительно может появиться стабильность, которую все ожидают.
Что касается темпов интеграции в Североатлантический Альянс. Было иллюзией считать, что Украина может вступить в НАТО, не раздробив население, и не перессорившись серьезнейшим образом с Россией. Поэтому на самом деле хорошо, что этот вопрос откладывается на несколько месяцев или может на несколько лет. И НАТО не было готово принять Украину, несмотря на заявления американцев. В ЕС, особенно в старом Западе, к таким планам включения Украины относились прохладно, понимая, что это приведет к серьезнейшим конфликтам с Россией. Сейчас выиграно время. У украинской элиты и населения появилось больше времени подумать над тем, что им важнее: быть в НАТО или получить какой-то вечный нейтральный статус. Сейчас Украина не должна принимать какие-то радикальные драматические решения. Вместо этого усилия необходимо направить на стабилизацию внутренней политики страны и предотвращение возможных сепаратистских тенденций на территории Украины.
Поднятие вопроса о переходе к Плану действий по обретению членства в НАТО на ноябрьском саммите в Риге ни к чему не приведет. Не думаю, что его поднимет правительство Украины в нынешнем составе, который будет при Януковиче. Возможно, в этом силовом блоке, который подчинен Президенту, произойдут существенные изменения. Возможно, там появятся новые компромиссные фигуры, которые будут устраивать Партию регионов, социалистов и Ющенко.
Что касается возможности пересмотра газовых соглашений. Я думаю, что России важно понять, что Янукович 2006 года — это не Янукович 2004 года. Если Россия это поймет, то ей будет гораздо легче. В. Янукович не будет примитивом тянуть Украину в Единое экономическое пространство, куда Украина шла при Леониде Кучме. Сегодня Янукович — премьер при другом Президенте. Состоялась оранжевая революция, а также появились другие факторы и реалии. Но, естественно, России будет легче работать с правительством В. Януковича, чем с правительством Ю. Тимошенко. Поскольку к экономической власти в Украине пришла восточноукраинская элита, которая была ориентирована на сотрудничество как с Россией, так и Западом. Для этой элиты очень важны теснейшие связи с Россией, от которых они будут дальше выигрывать. Я думаю, что ситуация сильно нормализуется, если новый премьер будет держать четкий баланс между связями с Россией и с ЕС. Восточноукраинские олигархи и экономические круги сейчас серьезно заинтересованы в сотрудничестве с ЕС. Надо посмотреть насколько за этим курсом стоит политическое кредо и убеждения, а не только желание захватить власть. Но это покажет следующая неделя, когда произойдут назначения в Кабинете Министров.
Сергей КАРАГАНОВ , председатель Совета по вопросам внешней и оборонной политики РФ, заместитель директора Института Европы РАН:
— Мы надеемся, что на какое-то время примирение украинских элит произойдет. Другое дело, что я пока не вижу глубинной основы для объединения, которая заключалась бы в завершении процесса перераспределения и распределения собственности, завершении процессов строительства украинской государственности и в придании русскому языку государственного статуса. Тогда Украина станет единой. По той причине, что в Универсале не подтверждено государственного статуса русского языка, то я утверждаю, что не преодолен глубинный политический кризис. Хотя радует то, что закончилась очередная острая фаза.
Какая новая фаза? Я думаю, что оппозиция попытается сорвать ситуацию и взять власть у свои руки. Несмотря на то, что парламент официально узаконит новое правительство. Все прекрасно знают, что нынешняя политическая система в Украине похожа на итальянскую. Что неплохо, но лучше при этом иметь итальянский климат.
В какой-то мере отношения Украины и России будут ровными, но все зависит от того, какую политику будет проводить Украина. Если политика будет нормальной, взвешенной и Украина будет выполнять свои контрактные обязательства, то мы за хорошие отношения, максимально близкие отношения с Украиной. Если Украина будет каждую неделю или через две недели менять политику, как это было в течение последних двух лет, то просто отношений не будет. И не потому, что они будут плохие — их просто трудно будет налаживать. Поскольку украинские политики неспособны проводить сколько нибудь последовательную политику. Существует теоретическая возможность, хотя и отдаленная, того, что Украину втянут в НАТО, тогда будет создана арка нестабильности вдоль границ. Поэтому я не исключаю резкого ухудшения отношений между Украиной и Россией. Но, я надеюсь, что этого не произойдет. Конечно, у нас есть сильная тяга к суициду, но надеюсь, что мы начинаем ее преодолевать.
Что касается возможности пересмотра украинско-российских газовых соглашений. При нынешней ситуации цены будут только повышаться. Другое дело, что я не вижу никакого основания, чтобы Россия при Викторе Януковиче или без него субсидировала кого-то. Тем более, насколько я понимаю, деньги, которые Россия субсидирует, распиливают соответствующие группировки. Поэтому мы даже субсидируем не Украину, а одну из групп. Поэтому цены мы будем давать по рыночным стандартам. Что касается условия платежа, то здесь нужно находить варианты.
Анна ГУРСЬКА , Институт восточных исследований, Варшава:
— Сейчас тяжело сказать в дальнейшем, будет ли содействовать примирению элит и объединению востока и запада. Мы должны больше говорить о том, что подписание Универсала содействовало урегулированию ситуации, возникшей после выборов. И в этом смысле он сыграл важную роль. Этот документ не имеет юридических последствий, потому что он не предусмотрен Конституцией, украинским правом. Он больше имеет политический смысл и является определенным обязательством политических сил относительно реализации такой политики. Вопросы действительно возникают: будут ли это делать политические силы, в какой форме и к чему это может привести? По крайней мере, начало складывается в правильном направлении. Но, как всегда, важны детали, и потому возникает вопрос, как Универсал будет реализовываться.
Мне кажется, что нельзя ставить вопрос, кто выиграл или кто проиграл. Это приведет к тому, с чего начался кризис, когда были выигравшие и проигравшие. И выигравшие хотели свой выигрыш перенести на триумфальные тона, что очень вредно для любого компромисса. Поэтому, мне кажется, никоим образом не нужно поднимать вопрос о том, что кто-то выиграл. Подписание Универсала и появившуюся сейчас возможность создания коалиции нужно рассматривать, скорее, в таком плане: были ли другие возможности. Ведь речь шла о роспуске парламента, о новых выборах. К чему бы это повлекло, если бы такое решение было принято? Мне кажется, что нынешний результат — максимум, которого можно было достичь, и это было сделано, чтобы избегнуть эскалации конфликта, уже длительное время продолжавшегося в Украине.
Я думаю, что премьерство Виктора Януковича будет воспринято нормально. Сама личность Януковича как премьера не должна иметь никакого негативного значения. Больше зависит от того, какой будет политика правительства во главе с Януковичем, какой будет политическая ситуация в Украине, будет ли реализоваться План действий или другие документы относительно европейской интеграции, станет ли Украина наконец-то членом ВТО или нет. На такие элементы обращает внимание Брюссель. Я думаю, что все будет нормально, и в зависимости от конкретных шагов украинского правительства будет развиваться сотрудничество с Европейским Союзом. Я думаю, что наихудшее, что было, это неопределенность, продолжавшаяся несколько месяцев.
Со стороны официальной Варшавы будет нормальное отношение к правительству В. Януковича. Главное, что кризис закончился, что будет нормальное правительство. Кстати, у Польши были неплохие отношения с предыдущим правительством Януковича. Поэтому здесь никакого запугивания нет. Все хотят нормально работать, развивать контакты и строить новые. Мы должны научиться жить в демократических условиях.
Поворот курса Украины относительно России вряд ли возможен. Каждое украинское правительство будет сначала реализовывать самостоятельную политику. Никто не хочет быть премьер-министром правительства зависимой страны. Понятно, что премьер-министр и новое правительство Украины будут пытаться поддерживать наилучшие отношения с Россией. С другой стороны, он будет развивать политику, отображающую интересы независимого государства. В Польше не считают, что новое правительство будет пророссийским. Мы рады тому, что Украина выходит из парламентского кризиса, поскольку это важно для государства. А остальное зависит от того, какую политику и как эффективно будет реализовывать это правительство.
Мария ЛИПМАН , член научного совета Московского центра Карнеги: — Теперь в российских официальных кругах, которые хотели, чтобы Виктор Янукович стал премьер-министром, появилась возможность делать комментарии, говорить о том, что Виктор Ющенко был вынужден уступить, что у России будет дружественный ей премьер-министр. Что касается отношения российских граждан в целом, то оно определяется не составом украинского правительства, а в целом тоном отношений и тем, как освещаются события в Украине в средствах массовой информации. Поскольку у нас телевидение официально находится под кремлевским контролем, то решение о том, как это будет освещаться, в руках Кремля. Если тон будет изменен, то и отношение россиян может со временем улучшиться. Тон же будет зависеть от того, какие будут конкретные шаги, потому что помимо вещей символических, а именно кто именно, какая фигура станет премьер-министром, что именно записывается сегодня в Универсале, есть вопрос экономических отношений. И в общем-то Россия, если отвлечься от риторики, уже некоторое время назад взяла курс на то, что отношения с Украиной строятся на прагматической основе. Это проявляется в том, что повышаются тарифы, что Россия хочет от Украины получать больше за свои энергоносители. Я не думаю, что если наконец-то в Украине появился премьер-министр и эту должность займет В. Янукович, то позиция Украины станет для России более удобной.
То, что раньше Янукович был близок к российскому президенту Владимиру Путину, ничего не значит. Тогда была иная конфигурация, другой президент в Украине, который тоже был дружествен В. Путину. К тому же невозможно себе представить, чтобы в какой-то момент в Украине в целом правительство, не только премьер, занимали позицию исключительно пророссийскую или исключительно прозападную. Компромиссы всегда необходимы. А близость того или иного президента может диктоваться непосредственно какими-то политическими условиями в данный момент, в момент выборов. Но в целом, мне кажется, что есть все основания при рациональном взгляде на отношения, при рациональном подходе, чтобы отношения были взаимовыгодными. Сможет ли, захочет ли этого Россия? Конечно, инициатива в российских руках, что тут говорить. Действительно ли Россия будет руководствоваться прагматическими отношениями, о которых она заявляет? Или останется иррациональный элемент, который приводит к желанию, чтобы в Украине было хуже. Такой элемент чувствовался в двухсторонних отношениях. Хочется, чтобы было хуже, испытывать злорадство, и есть ли там длительный политический кризис, — во всяком случае, в таком тоне российские средства информации освещали те или иные события в Украине. Преференции России по отношению к Украине будут определяться не личностью В. Януковича, а совершенно конкретными обстоятельствами, совершенно конкретными вещами. По-прежнему в руках России имеются рычаги, которые дадут возможность еще сильно повысить тариф. Россия это, безусловно, может сделать. Россия может по-прежнему попытаться получить от Украины серьезные уступки по собственности на украинскую газотранспортную сеть, через которую газ поступает в Европу. Я думаю, что эта проблема остается. Здесь у России в руках имеются очень серьезные козыри — энергоносители. И возможно, руководить В. Януковичем, допустим, будет лучше, чем Тимошенко. Однако отношения будут определяться не личностью премьера, не его фамилией и не его историей, а все-таки совершенно конкретными переговорами и конкретными действиями. Мне представляется весьма позитивным компромисс, который достигнут в Украине, хотя он очень тяжелый, непрочный и потенциально угрожающий для стабилизации в какой-то момент. Этот компромисс будет способствовать более благополучному экономическому развитию. Чем стабильнее будет ситуация в Украине, чем прочнее и увереннее будет чувствовать себя правительство, тем тверже будут их переговорные позиции.
В отличие от предыдущего премьерства, В. Янукович не имеет тех полномочий, которые были у него при Леониде Кучме. Сейчас он является премьером при очень серьезном конкуренте, с которым были практически не разрешаемые противоречия. Сегодня это будет совсем другой Янукович, которому придется все время договариваться. И этим во многом будет определяться его позиция в переговорах с Россией.
Выпуск газеты №:
№130, (2006)Section
Панорама «Дня»