Упущенный шанс
Газ, нефть, независимость: шаг вперед и несколько назадКак бы много ни говорили политики о реальной независимости страны, их риторика всегда преследует определенные цели. В спорах о независимости, особенно энергетической, сегодня последнее слово, пожалуй, принадлежит экспертам. В этом плане стоит прислушаться к мнению главы НАЭК «Энергоатом» Сергея Тулуба, считающего, что с вводом в эксплуатацию новых энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС энергонезависимость Украины существенно повысилась. И действительно, теперь страна превратилась из импортера электроэнергии в ее поставщика на европейские рынки. Последняя новость в этом направлении: в понедельник национальная энергетическая компания «Укрэнерго» сообщила о том, что получила возможность ежемесячно экспортировать в Румынию 370 млн. кВт.ч электроэнергии.
ГАЗОВЫЙ «ПЛЮС»
А недавно об энергонезависимости Украины заговорил и... глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, оказавшийся в центре очередного, на этот раз туркменского газового скандала. По его мнению, ее, желанную независимость, удалось отстоять, заключив контракт на поставку в Украину туркменского газа по повышенной на 30% цене и не допустив таким образом «российского газового монополизма» на нашем рынке.
Бойко, безусловно, один из крупнейших менеджеров. И туркменский газ, действительно, не только слагаемая газового баланса страны (45% из 80 млрд. кубометров, кроме того, 18 млрд. куб. метров дает собственная добыча, а остальное — российский газ, поставляемый в оплату транзита в Европу), но и один из источников диверсификации поставок энергоресурсов в Украину. В прежние годы дешевый туркменский газ позволял Украине сдерживать российские газовые аппетиты. Сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот и попахивает странной сдачей позиций на переговорах. Но в любом случае энергонезависимость нужна любой стране совсем не для того, чтобы ею просто гордиться и извлекать монопольную прибыль, а для того, чтобы обеспечивать гражданам и промышленности нормальные стабильные условия, т.е. свет и тепло по адекватным ценам.
Правда, «Нефтегаз Украины» декларирует свое стремление не повышать цену на газ для промпотребителей в связи с удорожанием туркменского газа. «Я с полной ответственностью заявляю: никакого повышения цен на газ в размере больше, чем инфляция в стране, мы не предполагаем», — сказал он и сообщил, что себестоимость туркменского газа для НАК «Нефтегаз Украины» на границе Россия—Украина в 2005 году составит $60 за 1 тыс. кубометров. По его словам, удорожание 31,5 млрд. кубометров импортируемого туркменского газа с $44 до $58 за тысячу кубометров удастся компенсировать. Для этого у «Нефтегаза» имеется три источника. Первый — рост поставок из Туркменистана так называемого инвестиционного газа (с 1,8 млрд. кубометров в 2004 году до 4,5 млрд. кубометров в 2005 году), которым оплачиваются услуги украинских строительных организаций. Второй — газ, выкупаемый у компании «РосУкрЭнерго», которая с этого года стала оператором транзита туркменского газа по Средней Азии и России. И третий — сохранение объема экспорта, прибыль от которого планируется в размере $200 млн. Во все это можно было бы с некоторой натяжкой поверить, если не знать о стратегических устремлениях руководства «Нефтегаза», направленных на повышение тарифов как для промышленности, так и для населения. Кстати, за монопольные действия в этом направлении НАК недавно (пусть и со значительным опозданием) был оштрафован Антимонопольным комитетом на 50 тысяч гривен. Эта сумма, конечно, для монополиста поистине смехотворна, поскольку, по словам Бойко, чистая прибыль «Нефтегаза» в 2004 году превысит показатель 2003 года, когда она составляла 1,2 млрд. гривен. Но главное, как говорится, начать.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИНУС
Между тем и. о. премьер-министра Украины Николай Азаров почти сразу же после ашхабадских договоренностей Бойко заявил о том, что правительство Украины не уполномачивало главу НАКа подписывать дополнительное соглашение об объемах и условиях поставок туркменского газа. Еще резче высказалась Юлия Тимошенко, небезуспешно претендующая на роль премьер-министра будущего правительства. Она связала внезапное повышение Туркменистаном своих газовых цен с тем, что «Нефтегаз Украины», по непроверенным сведениям, продает туркменский газ в Европу по астрономической цене — $170 за тысячу кубометров. Бойко эти данные не подтвердил, но и не опроверг.
Не исключено, что эти сведения впоследствии, действительно, не подтвердятся, поскольку хорошо осведомленные российские конкуренты НАКа обвиняют его как раз в обратном — в демпинге на европейском газовом рынке. Ясно одно: Бойко, в «энергонезависимой корзине» которого черных шаров намного больше, чем белых, вряд ли удастся поладить с правительством, сформированным Виктором Ющенко. Если, конечно, это правительство собирается реально идти к энергетической независимости страны.
НЕФТЯНОЕ «ПОСЛЕВКУСИЕ»
Больше всего черных шаров на счету Бойко по итогам реверса нефтепровода Одесса — Броды. Проект пролоббирован российскими нефтяными баронами. Напомним, в апреле 2003 года глава «Нефтегаза Украины» стал одним из подписантов до времени секретного и, по сути, антиукраинского протокола, получив за это от медиа-сообщества прозвище товарищ Реверс. Взамен отказа от стратегически важного нефтяного направления в Европу Украина получила из уст Бойко сотоварищи заверения в поставках по реверсному маршруту 9 миллионов тонн нефти. Где они? По некоторым данным, нефтепровод, по сути, закупорен, «Укртранснафта» фактически поставлена под финансовый контроль оффшорной компании. В то же время альтернативные нашему нефтепроводу проекты по доставке нефти в Европу и США в обход турецких проливов получают развитие (в том числе и с участием России). Словом, история с реверсом — тема отдельного большого разговора, который, несомненно, состоится в ближайшее время.
Комментируя вклад руководства «Нефтегаза Украины» в укрепление энергетической независимости страны, бывший министр топлива и энергетики (отстранение пролоббировали адепты реверса), директор Института проблем экологии и энергосбережения Сергей Ермилов сказал «Дню»: «Что касается новой цены на туркменский газ, то утверждение о том, что это прибавило Украине энергетической независимости, — абсолютный бред. Как известно, наш контракт с Туркменистаном вообще заканчивается 2007 годом, тогда как Россия зафрахтовала туркменский газ на 25 лет вперед. Если повышение газовых цен позволит нам перекупить у России этот контракт, то это было бы здорово. Но, как минимум, такие вещи должны согласовываться с правительством, поскольку это вопрос внутренней финансово- экономической политики и с этим газом у нас многое связано. Достаточно вспомнить реакцию руководства страны на аналогичные действия в 2000 году энергетического вице-премьера Тимошенко. Газовая цена — это, обычно, директива правительства. А я никогда не понимал, кем работает Юрий Бойко в нашей стране — то ли госслужащим (указ о его назначении первым заместителем министра топлива и энергетики никто не отменял), то ли руководителем акционерного общества...». Говоря о нефтепроводе Одесса — Броды, Ермилов отметил, что в настоящее время интенсивно ведутся переговоры по другим, конкурентным украинскому маршрутам. В то же время, по словам экс- министра, «чем больше мы тянем и откладываем, тем меньше шансов у нашего проекта». «Его нужно немедленно реанимировать, — сказал эксперт. — Я считаю, что шансы (на работу в Европейском направлении. — Авт. ) у Одессы— Броды еще есть».
Выпуск газеты №:
№2, (2005)Section
Панорама «Дня»