Урок короткой памяти
Все украинское кино 90-х — на CD![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020713/4124-1-2_0.jpg)
В этом году появилось сразу несколько каталогов в области кинематографа. Возможно, самым заметным из них является каталог «Украинское игровое кино 90-х (альбом компакт-дисков)», первое издание подобного типа в Украине. »день» предложил руководителю проекта, заместителю генерального директора Национального центра Александра Довженко, секретарю правления Национального союза кинематографистов Украины и нашему постоянному автору Сергею ТРЫМБАЧУ прокомментировать это событие и в то же время осветить проблемы создания информационного поля в сфере экранных искусств.
— С недавних пор я работаю в государственном фильмовом архиве (его специализация — хранение и распространение игровых лент), который, впрочем, имеет не совсем адекватное название — Национальный центр Александра Довженко. Ну, такой уж была бюрократическая комбинация — никак не могли у нас создать архив, нужно было дождаться столетнего юбилея Александра Довженко в 94-м и президентского указа для того, чтобы включить туда соответствующую строку... После этого имя классика появилось в названии нашего заведения. Иначе не можем — достаточно вспомнить, как еще недавно на Крещатике стояло три памятника Ленину. Иностранцы никак не могут уразуметь вот эту нашу особенность. Недавно я пересмотрел один из британских киносправочников — там есть информация о Национальной киностудии имени А. Довженко, но адрес, телефоны и факсы наши. Путаница, которую мы сами создаем, налепливая одно и то же имя на разные двери.
Только в августе 96-го начал работать наш Центр, и это также симптоматично. Вспоминаю, сколько было болтовни о том, что нужно немедленно забрать у россиян (речь идет о Госфильмофонде СССР, с недавних пор России) коллекцию украинских фильмов. А куда их было девать потом — мало кто думал. В течение пяти лет картины, снятые в Украине, не сдавались в Москву, но и архив не создавался. Вследствие чего мы многое просто прозевали, в том числе и возможность вернуть свои фильмы. Потому что за те годы Россия наработала ряд законов, которые делают невозможными даже разговоры о возврате фильмов. И, откровенно говоря, дело это непростое. Когда-то я пугал одного из российских архивистов международным судом. Он ответил: ну хорошо, давайте. Мы согласимся отдать вам фильмы, однако при одном условии: пусть сначала британцы вернут награбленные в Индии культурные ценности, пусть то же самое сделают французы… Награбленные, а мы ведь брали на хранение украинские фильмы на законных основаниях. И это, к сожалению, правда. Поэтому нашей целью сегодня является получение всех, без исключения, наших лент в виде контратипов (это также исходные материалы, с которых можно печатать копии) и собственно кинокопий. Одно из досадных последствий задержки с созданием нашего архива то, что фильмы, делавшиеся в первой половине 90-х, не собирались и не хранились в должных условиях. А ведь именно тогда снимали немало. Обвал кинопроизводства, его резкое сокращение началось только в середине десятилетия. И не все делалось на государственных студиях и на государственные деньги…Поэтому, взявшись делать каталог, который бы охватывал всю игровую фильмопродукцию 90-х, мы столкнулись с тем, что информация о множестве произведений просто отсутствовала. Ее нужно было добывать. Как и сами фильмы. Кстати, мы хотели давать в каталоге и сведения о тех, кому принадлежат права на ту или иную картину. Однако быстро отказались от этой идеи. Потому что здесь черт ногу сломает. Все так запутанно…
Так или иначе мы работу эту сделали. Даже нас удивила цифра сделанных за десятилетие фильмов. 259! Большинство из них, конечно, сделано в 91— 93-ем годах. Скажем, в 91-ом и 92-ом — по семьдесят лент. Однако согласитесь, что само по себе это ненормально. 259 — а сколько мы можем назвать тех, которые видел так называемый простой зритель? Даже специалисты! Поэтому и нужны такие вот каталоги — они позволяют составить представление об общей картине. Удивительно! Мы сегодня лучше знаем фильмы 30— 40-х, нежели свое сегодняшнее кино. Раньше подобное сложно было представить. Потому что был прокат. Сейчас он понемногу оживает, но ведь ситуация изменилась в корне. В кинотеатры и раньше, а, тем паче, сейчас ходят почти исключительно молодые люди, в возрасте до 25 лет. А это зрители, которые надежно «посажены на иглу» Голливуда. О чем-то отечественном они и слышать не хотят… Лозунги здесь не помогут, нужно долго работать, чтобы изменить что-то. А фильмов сегодня снимается мало, да и преобладают ориентированные на поиск, на зрителя-интеллектуала. К тому же снимают у нас по большей части режиссеры пенсионного и предпенсионного возраста. Это ненормальная ситуация. Нормальная сейчас в России, где в прошлом году снято около пятидесяти лент и двадцать из них — дебюты. На дереве должна появляться молодежь, зеленые побеги, иначе есть угроза гибели.
Проект нашего каталога — совместный с Национальным союзом кинематографистов. Особая благодарность — Международному фонду «Відродження». Именно он спровоцировал нас осуществить проект в новом технологическом формате — на CD, в электронном варианте. Довольно непросто было это делать, поскольку впервые. Однако… Кроме информации по фильмам еще 465 персоналий (режиссеры, сценаристы, операторы, художники, композиторы, актеры, критики и киноведы), сведения о киностудиях, кинофестивалях, архивах и музеях, киноизданиях, даже библиография публикаций. И — фрагменты фильмов, что также существенно. На украинском и английском языках. Мы уже начали распространение. Каталог получат, с помощью Министерства иностранных дел, все наши посольства и представительства, посольства зарубежных стран в Киеве. И, конечно, архивы мира, дирекции фестивалей, научные институции, издания газет и журналов.
Последнее, кстати, существенно еще и потому, что сегодня журналисты пишут о кино много, но с колоссальным количеством ошибок. Я просто молю, прошу — заглядывайте в каталоги! Их сейчас издается немало. Потому что иногда пишут такое… Хотя кое-кто просто сознательно перевирает, чтобы что-то вытянуть на уровень сенсации, бульварной пестроты. Но не о них речь.
Мы издали еще один каталог — персональный. 64-страничный справочник «Иван Миколайчук. Жизнеописание. Фильмы, Сценарии. Замыслы. Воспоминания. Фото. Библиография». Издание осуществлено в основном по материалам музея Национальной киностудии имени А. Довженко. Художник Богдан Плюта умудрился разместить более 200 фотографий. К тому же еще фильмография, отрывки воспоминаний и других текстов… Мечтаю, что это начало серии подобных справочных изданий о самых популярных наших художниках.
Мечтаю также, что наш сидиромный каталог будет началом серии подобных каталогов, которые охватят всю историю отечественного кино. Первый из них уже почти готов — в нем информация о периоде так называемого «немого» кино: с начала и до 30-х годов (составитель — Михаил Донец). Надеемся, в частности, на продолжение сотрудничества с фондом «Відродження».
А в целом речь идет о создании фундаментальной базы данных в области экранных искусств, которая была бы доступной для всех потенциальных пользователей. Завтра сядете за свой компьютер, нажмете несколько клавиш и… Что вы там хотели узнать об украинском кино? Пожалуйста…
Выпуск газеты №:
№124, (2002)Section
Панорама «Дня»