Уроки футбола из Германии

Германия — Украина — 4:1. Эмоций уже почти нет. Слишком быстро все произошло, слишком просто нацеленная на победу команда Германии разбила то, что до этой среды называлось национальной сборной Украины. Почему-то не хочется предаваться отчаянию и ругать судьбу, хвататься за сердце и не спать ночами. И не потому, что чувствительное поражение национальной команды в решающей игре сезона оставляет равнодушным, а потому что причин для отчаяния, как оказалось, нет. Если бы наша команда проиграла в результате бессмысленной ошибки, рикошета или какого-то еще стечения обстоятельств — другое дело. Тогда бы мы опять говорили, что нам помешал арбитр, снег, дождь или не такой цвет мяча. И мы бы верили, что уже следующий раз...
СЛЕДУЮЩЕГО РАЗА НЕ БУДЕТ
Национальной команды Украины, которая под руководством Йожефа Сабо дважды не прошла отборочный турнир, остановившись в серии «навылет», и которая под руководством Валерия Лобановского вновь не сумела пройти отбор на мировое первенство, больше не существует. Такой сборной у нас больше не должно быть никогда. Иначе мы еще и еще раз будем повторять одни и те же ошибки, постепенно ухудшая результат. Следующего раза не будет не потому, что наши футбольные руководители и ведущие тренеры вдруг захотят отказаться от всего, что принесли с собой из советского прошлого, и что сильно тянет наш футбол на дно. Все изменится потому, что такой футбол, которым нас кормят уже десять лет, вскоре уже будет никому не нужен. Перспектива эта вырисовывается настолько ясно, что проскальзывает даже сквозь плотную охрану базы в Конче-Заспе, ослепляет даже через затемненные окна лимузинов и офисов руководителей нашего футбола. Перемены будут, тем более, что толчок к ним получился уж слишком сильный.
ПОЗОР В ДОРТМУНДЕ
Украинцы в бывшую шахтерскую столицу Вестфалии съезжались из всей Европы. В день игры в поисках лишнего билетика на футбольный матч группы мужчин славянской внешности рыскали едва ли не по всем местам скопления болельщиков. Наших соотечественников, разбросанных по миру в поисках лучшей судьбы, привлекали в Дортмунде два слова — футбол и Украина. Они рассказывали, с какой гордостью вывешивают на видных местах портреты Андрея Шевченко, эмблемы киевского «Динамо», футболки, шарфы и вымпелы сборной Украины. До среды футбол был чуть ли не единственным явлением, которое объединяло всех украинцев и вызывало оптимизм. Среди пятидесяти двух тысяч зрителей на «Вестфалленштадионе» наших было несколько сотен. Зато на поле силы перед свистком португальского арбитра Перейры были равны.
За день перед игрой немецкие журналисты опубликовали свои варианты составов команд. В нашей команде, по мнению немцев, Тимощука и Реброва должны заменить Попов и Скрипнык, проверенные бойцы, сильные в единоборствах и игре в воздухе. Немцы не угадали. На скамью вместе с Ребровым посадили Гусина, выпустив Парфенова. Думать над глубиной тактических замыслов нашего мудрого тренера слишком долго не пришлось. Уже с первых минут немцы буквально «затоптали» нашу защиту. Повторился кошмар середины первого тайма игры в Киеве, когда каждая подача на наши ворота завершалась ударом с близкого расстояния. Особенно «перепуганными» выглядели у нас Несмачный и Тимощук, что не прибавило уверенности остальным игрокам «группы обороны», как любит говорить живой классик отечественной тренерской мысли. Немцы просто «раздавили» нашу защиту, заколотив за одиннадцать минут, с 4-й по 15-ю, три мяча в ворота Левицкого, где по очереди «расписались» Баллак, Нойвилл и Ремер. Только когда немцы устали забивать, наши начали попадать по мячу, а впоследствии даже отдавать его своим.
Это было шоком, страшным разочарованием. Следует отдать должное нашим игрокам, которые не без помощи соперников пришли-таки в себя, после чего расстрел наших ворот прекратился. Но сделать что-то украинцы были уже не в состоянии. Взаимопонимание между большинством футболистов нашей команды полностью отсутствовало. Судорожные импровизации в расчете на Шевченко выглядели по-детски, а поэтому немцы легко прерывали практически все передачи в адрес наших форвардов. Второй тайм хозяева провели под благодарное пение публики, забив при случае (Баллак) четвертый гол. Успех Шевченко, который «размочил» счет с точной передачи Реброва, пришелся на последнюю минуту, когда хозяева мысленно уже праздновали победу.
ЧЕГО СЛЕДОВАЛО БОЯТЬСЯ?
Вспомните, что перед двумя играми с Германией, наши футбольные руководители вслух заявляли, что очень боятся арбитров. И были правы. Арбитров действительно можно и нужно бояться, но в нашем, украинском чемпионате. За пределами выступлений отечественных «профессионалов» и обслуживающих их арбитров все решается на футбольном поле, а жалобы на судей воспринимаются как разговоры для бедных. Бояться следовало совсем другого.
За последний месяц наша пресса процитировала такое количество сокрушительной критики в адрес тренера «бундестима» Руди Феллера из немецких газет, что остается только догадываться, сколько там писалось и говорилось на самом деле. Немецкие пресса и телевидение отслеживали каждый шаг руководства команды, и это было нормально — ибо это сборная Германии, а не команда Феллера. Как здесь было не вспомнить байку старых времен, когда на заявление американца о том, что тот может публично послать своего президента куда подальше, наш ответил, что также может послать куда подальше... американского президента. Цитируя немцев о немцах, наши газеты и телеканалы, почтительно склонялись перед нашим тренерским штабом, не смея потревожить лабораторию тренерской мудрости Валерия Лобановского. Если бы наш трижды «мэтр» даже выпустил на поле одиннадцать вратарей, все вокруг все равно отдавали бы должное его смелому замыслу, не смея даже подумать, что такое решение несколько противоречит здравому смыслу.
Это началось не вчера и не сегодня. Еще четверть века тому назад, в далеком уже 1976 году, тренер сборной и «Динамо», которым был тогда Лобановский, объявлял каждое очередное поражение этапом подготовки к следующему турниру, пока «Динамо» не вылетело из Кубка чемпионов, а сборная сначала не попала на еврофинал, а потом заняла третье и последнее среди «настоящих» команд место на Олимпийских играх. Тогда Лобановского также не устраивал уровень национального чемпионата, который он перенес на полгода «в интересах сборной». Тогда все это нашлось кому остановить, и впоследствии мы опять увидели нормального «земного» Лобановского, который теперь опять вознесен до самих небес, опять переносит все, что хочет, в национальном чемпионате, опять проигрывает все матчи подряд с «Динамо» и сборной.
Прошу не считать это «наездом» на лучшего в нашей истории тренера. Теперь все будут умные и смелые. Лобановский как раз ни в чем не виноват. Его заслуги большие, он достоин самого большого почета и уважения. Он остался таким, каким был всегда. Но условия, в которых каждое его слово, даже не совсем уместное, считается чуть ли не откровением высшего провидения, когда и в «Динамо», и в сборной малейшая критика сразу рассматривается, как провокация врагов, Валерий Лобановский потерял ощущение реальности и повел наш футбол не туда. Ему бы подсказать при случае, что существует жизнь и за пределами базы в Конче- Заспе, и в этой жизни все намного сложнее, чем было во времена Щербицкого. Не нашлось кому подсказать. Предупреждения же о том, что культ футбольной личности ни к чему хорошему наш футбол не приведет, вызывали разве что истерики «мэтра» на пресс-конференциях.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Если бы хоть один тренер в Германии попробовал назвать журналистов непрофессионалами, он был бы завтра безработным. Ибо профессионализм журналиста заключается не в том, чтобы писать «правильные» с определенной точки зрения статьи или снимать «нужные» телесюжеты, а в том, чтобы газета, где пишут о футболе, продавалась и зарабатывала деньги, чтобы телеканал, где говорят и показывают о футболе, также был популярным и зарабатывал на себя. Настоящую оценку моим коллегам по перу и микрофону на самом деле дают потребители их труда, т.е. читатели и зрители, а совсем не герои публикаций или телепередач. Так же оценку работе футбольных тренеров дают на самом деле не президенты клубов, а зрители, которые или идут на футбол, или нет. Если же в Киеве на игры команд, возглавляемых двумя «профессионалами» собирается за одну-две гривни полторы тысячи зрителей, то чей профессионализм выглядит более сомнительным? Футбольный профессионал должен производить футбольное зрелище, которое бы покупал зритель на стадионе и у телеэкрана. Если это зрелище никому не интересно, нужно или менять «профессионалов», или поправлять в нужную сторону их работу.
По горячим следам поражения в Дортмунде президент ФФУ Григорий Суркис сказал очень нужные слова о том, что, не подняв наш внутренний чемпионат, не видеть нам международных успехов. Когда же за правильными словами придут наконец правильные действия? Когда наши тренеры и игроки не будут заботиться только о результате любой ценой и не будут чихать на зрителей? Когда наш чемпионат будет наконец нормально организованным и спланированным головой, а не другим местом? Когда репортажи с матчей нашего чемпионата можно будет смотреть, не затыкая ушей, а наслаждаясь компетентным и грамотным комментарием? Когда футбол у нас не будет наконец переноситься с теплого лета в холодную зиму? Когда мы забудем навсегда фразу «в интересах сборной», которой оправдывается любой произвол, а иногда даже откровенный идиотизм?
В настоящих интересах нашей сборной построение в Украине нормального футбольного хозяйства, которое у нас подменяется или громкими декларациями с минимумом дела, или откровенным разрушением этого же таки недоразваленного пока «футбольного дома».
УРОКИ И УРОКИ
Мне уже приходилось в свое время писать о полезности и необходимости предложенного футбольной федерацией урока футбола в школах. Это действительно первый шаг, который может привести к прогрессу украинского футбола лет так через десять. Однако польза из этого урока будет только тогда, когда со школьной площадки юный футболист придет в нормальную команду, которая не развращена уж слишком несимпатичными реалиями, пропитавшими насквозь наш футбол от высшей лиги до первенства районов. Урок футбола нужен не только школьникам. Этот урок не менее нужен всем нашим «футбольным людям», чтобы хотя бы часть из них начала смотреть на игру миллионов глазами человека цивилизованной Европы со всеми надлежащими последствиями.
Урок футбола, который преподала нам футбольная Германия, был неприятным и болезненным. Мы узнали на этом уроке, что на самом деле мы являемся в футболе не профессорами и мэтрами, а двоечниками, которых справедливо оставили на второй год, то бишь отборочный цикл. Этот урок не первый и, боюсь, не последний. Как хотелось бы поверить в то, что руководители нашего футбола смогут сбросить наконец со «спорта номер один» наслоения, которые отпугивают от футбола все умное и здоровое. Что начнут наконец говорить правду о самих себе. Если бы это произошло, можно было бы уверенно сказать, что урок начал усваиваться. Будет ли так?
«Когда под старинной университетской мантией мы видим лицо буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает нам поверить в ту латынь», — мудро сказал когда-то классик советского юмора. Большое уважение классику, но мы все равно должны верить в будущее нашего футбола. Верить, не обращая внимания на лица. Ибо среди тех лиц — и наши.