Перейти к основному содержанию

Уроки современного ислама

19 сентября, 00:00

Турция или Иран? Общественный строй этих стран представляет собой две социально-политические модели, существующие на данный момент в качестве примера для подражания в мусульманском мире. От Сирии до Кыргызстана сталкиваются они друг с другом, пусть не в открытом противостоянии, но в виде соперничества за влияние на формирование и поведение стран региона.

Во всем арабском мире смерть величайших идеологов двадцатого века оставила после себя крах иллюзий и разочарование. Ни один нынешний арабский правитель не может притязать на то, что народ последует за ним за пределы собственной страны, как это было при Гамале Насере, египетском президенте, являвшемся также общепризнанным вождем всего арабского народа. Культ Саддама Хусейна лишь отдаленно напоминает те времена. И только у Турции и Ирана есть идеология, а точнее, диагноз того, что беспокоит мусульманский мир, и рецепт для его лечения.

Турция придает большое значение модернизации. Один турецкий идеолог сказал когда-то с жестокой откровенностью: «Это абсурд — говорить об этой цивилизации и той цивилизации. В настоящее время в мире существует лишь одна цивилизация — та, которая живет и движется вперед, а все остальные либо уже мертвы, либо умирают. Мы должны или присоединиться к этой единственной цивилизации, или остаться нецивилизованными».

Конечно, это чересчур жесткая формулировка. Большинство турок менее радикально настроено. Тем не менее, она дает понятие об основах философии «кемализма» (господствующие в стране идеи Кемаля Ататюрка). Согласно этой философии, для того чтобы выжить и процветать, страна должна стать частью современной цивилизации, приняв многое, характерное для западной культуры, включая равные права для женщин, преподавание современных наук и отделение религии от государства таким образом, чтобы духовенство не могло больше принимать участия в управлении страной, а также в судебных процессах.

Исламский Иран представляет собой полную противоположность турецкой модели. Его идеологию можно выразить следующим образом: «Источником всех наших бед является то, что мы отвернулись от нашей религии, отвернулись от нашей культуры. Мы переняли обычаи неверных. Единственной для нас возможностью добиться того, чего мы хотим, на что надеемся в жизни, как в нынешней, так и в последующей, является возвращение к подлинному исламу». Обе эти идеи имеют огромную притягательность. И не только в странах, о которых шла речь выше, но, что более важно, в мусульманских государствах, появившихся после распада Советского Союза.

В остальном же исламском мире вопрос выбора иранской или турецкой модели приводит к серьезной конфронтации, как, например, в Алжире. В Египте существует сильная воинственная религиозная оппозиция. Афганистан и Судан находятся под контролем военных режимов.

Экономическая ситуация в арабском мире определяет различные аспекты соперничества этих двух моделей. Арабский мир зависит от экспорта нефти и газа. Рано или поздно этому придет конец, либо потом у, что нефть будет вытеснена другими энергоисточниками, либо потому, что иссякнут ее запасы. Согласно данным Всемирного банка, экспорт всех арабских государств вместе взятых, за исключением нефти и газа, меньше, чем экспорт одной Финляндии. Добавим к этому увеличивающееся население региона, и получится экономическая катастрофа.

Не имея значительных запасов нефти, Турция была вынуждена построить свою экономику без расчета на экспорт природных ресурсов, и до недавних пор ей это очень неплохо удавалось. Иран, однако, зависит от нефти. Различия в экономиках этих двух стран играют определенную роль в определении формы соперничества между ними, хотя отнюдь не помогают установить, что все-таки происходит. Так, например, бедный природными ресурсами Афганистан стал исламским государством, а богатый нефтью Казахстан следует, под руководством Нурсултана Назарбаева, авторитарно-демократической линии, проводимой в свое время Ататюрком.

Многие страны в регионе, очевидно, не могут разобраться в данной ситуации. Они по-прежнему пытаются привлечь внешние силы к участию в их внутренних делах, поскольку после двухсот лет колониальной и идеологической оккупации они потеряли привычку принимать самостоятельные решения. И в таком положении находятся все государства, за исключением Турции и Ирана, которые никогда не теряли независимость.

Открывшиеся было позитивные возможности для соперничества этих двух моделей могут исчезнуть очень скоро из-за ужасных событий, произошедших в Нью-Йорке и Вашингтоне, и возможного ответного удара Америки, направленного против террористов и тех, кто оказывает им поддержку. Более того, рано или поздно появится новая сильная Россия, которая, несомненно, будет заинтересована в регионе, находящемся в непосредственной близости к ее южным границам, где бы эта граница ни проходила.

Усилится и влияние Китая. Большинство западных провинций Китая населены тюрко-язычными мусульманами, которых глубоко затрагивает все, что происходит по ту сторону границы. Как государство с мусульманским населением, Китай все больше и больше принимает участие в делах Средней Азии, что наглядно продемонстрировала недавняя встреча на высшем уровне между лидерами Китая, России, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Начиная со Средней Азии, влияние Китая может распространиться и дальше на запад. Располагающая ядерным оружием Индия — еще одно государство с потенциалом серьезной роли на Ближнем Востоке.

Если правительства и народы на Ближнем Востоке останутся неизменными, можно с уверенностью сказать, что Большая Игра, как ее когда-то называли, будет возобновлена, но уже другими игроками. И по мере того, как война против терроризма будет набирать обороты, станет неясным, останутся Иран и Турция в числе игроков, или же превратятся в пешки новых могущественных соперников.

КСТАТИ

Руководитель Исламской республики Иран Али Хаменеи вчера категорически высказался против нанесения ударов по Афганистану. Возможная военная акция США против Афганистана, считает Хаменеи, в ответ на террористические акты, совершенные в Нью-Йорке и Вашингтоне, приведет к «новой гуманитарной катастрофе». Со своей стороны, президент Ирана Мохаммад Хатами предостерег от поспешных действий и высказал мнение, что ведущую роль в борьбе с международным терроризмом должна взять на себя ООН. Как сообщил Интерфакс-Украина со ссылкой на иранское радио, министр иностранных дел Камаль Харази изложил позицию Ирана как выработку «долгосрочной стратегии» борьбы с терроризмом и тесное сотрудничество в этой области в рамках ООН.

Продолжение темы на стр. "День Планеты"

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать