«Уроки Ющенко» и национал-демократия
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030327/455-5-1_0.jpg)
Для каждого украинского патриота в политическом дискурсе современности есть одна доминанта: Ющенко должен стать президентом. Все другое — парламентская республика, акции оппозиции, социальное напряжение и экономические показатели — являются вещами производными и зависимыми от этого основного пункта программы.
В президентстве Ющенко концентрируются все надежды, стратегии, осознанные и не очень осознанные опасности. Верит ли Ю. Тимошенко в то, что она может стать президентом? Думаю, что не верит. Но для того, чтобы не стать для Ющенко разменной монетой в будущем, она вынуждена быть для него достойным оппонентом сегодня. Это не говорится прямо. Возможно, об этом даже не думается, это чувствуется кожей, потому что мы уже давно являемся заложниками сложного и непредсказуемого феномена, который в политической истории Украины будет определен, возможно, как «душа Ющенко».
Эта загадочная душа, движения которой так судьбоносно влияют на настроения и мысли дисциплинированного национально-демократического электората, являются основным ориентиром политической будущности Украины. Если бы же речь шла об идее, расчете, интересе или других общезначимых феноменах, то ситуация была бы более ясной. А когда имеешь дело с душой, вынужден играть «в темную», все происходит под покровом символики, мистики, пауз и двусмысленностей.
Тем временем вырисовывается довольно тревожная тенденция. О Ющенко и его общественных заслугах понемногу начинают забывать. Масс-медийное умалчивание органически дополняется политической пассивностью самого лидера «Нашей Украины». Возможно, какие-то движения делаются, но когда за шагом влево следует шаг вправо, то это равно стоянию на месте, а в поле зрения населения такие движения вообще перестают фиксироваться.
Ющенко рискует стать жертвой своих-таки «приближенных», каждый из которых думает сегодня не столько о генеральной битве, сколько о распределении трофеев. В случае неудачи больших хулителей, чем теперешние побратимы, тяжело будет найти на всей улице Банковой и даже на прилегающих Институтской, Шелковичной и Грушевского.
Речь не только об уменьшении рейтинга, он еще не является катастрофическим. Речь о катастрофическом уменьшении резервов роста этого рейтинга.
Прошел почти год после победы. С этого расстояния можно уже более-менее объективно оценить этот факт украинской политики — 24% идеалистов, оптимистов и патриотов. Ибо только человек с такими качествами отдаст свой голос за Ющенко — отставного премьера, ценителя архаики и философствующего банкира. Этот человек дожил до нашего времени еще с момента романтического подъема 1991-го. Тогда он голосовал за Чорновила (а может, и за Юхновского), потом он вынужден был полюбить Кравчука (1994) и даже Кучму (1999), только с тем условием, чтобы таки дождаться своего Ющенко.
Украинская Украина — «садок вишневий коло хати» и восторженные возгласы на всех официальных языках ООН: «Йес! Юкрейн! Конечно, знаем! Заходите, пожалуйста». До всего этого остался один небольшой шаг. Ющенко — президент.
Но эта сладкая мечта не имеет никаких шансов распространиться на остальные 76 (!) процентов населения Украины. Чтобы голосовать за Ющенко, нужно не просто доверие, нужна вера. И чем ближе к выборам, тем это требование веры становится все категоричнее: верю, потому что абсурдно, как говорил Тома Аквинат.
Почему Ющенко так до сих пор и не вошел в пространство реальной политики? Возможно, из-за прирожденной брезгливости, возможно, из-за эгоистической самовлюбленности. Но создается такое впечатление, что лидер национал-патриотов и сам считает свой приход к власти самодостаточной и самооценной целью, которая будет иметь определенное мистическое преобразовывающее действие на весь общественный уклад и историческую судьбу Украины.
И проблема не в том, что не нужно верить, а нужно все рационально оценивать и прогнозировать. Проблема в том, чтобы выйти из состояния мечтательной самовлюбленности, принять по-мужски вызов судьбы и вгрызаться в действительность, преобразовывать ее ежедневно, собственными руками, не чуждаться грязной работы и неэстетических поз. Человек, который действительно принял свою судьбу, никогда не отбросит рациональное рассуждение или аргумент, он их использует, потому что главное для него — результат. И этим результатом, его масштабными, но конкретными очертаниями определяется его настоящие величие и призвание.
К сожалению, людей, которые бы своим присутствием и действиями не снижали, а поднимали уровень Ющенко, в окружении лидера «Нашей Украины» не оказалось. Главные свои социально-политические характеристики он унаследовал от романтической и наивно- маргинальной отечественной национал-демократии, с которой вынужденно связал свою судьбу весной 2001-го.
Национал-демократический проект на тот момент уже себя полностью исчерпал. И в защиту Ющенко-премьера стали те политические силы, которые его, этот проект, провалили. Ющенко стал для них (для нас) оправданием всех неосуществленных надежд и исправлением всех досадных ошибок. Если и стал Виктор Андреевич для кого-то «мессией», то это для политического авангарда национал-демократии: тут тебе и отпущение грехов, и манна небесная в виде результатов кампании-2002.
Но политическая мудрость и опыт недавних событий подсказывает нам, что следует осторожно относиться к таким подаркам судьбы. Изи кам, изи гоу, как говорится в народной поговорке.
На прошлых выборах мы говорили о том, что все проблемы в государстве существуют из-за того, что национал-демократов реально не допустили к власти. Хорошо, что мы говорили это не очень громко, а больше настаивали на другом: Ющенко сделал и Ющенко сделает еще.
На самом деле национал-демократы первого, а тем более второго призыва на роль общественного авангарда просто не способны. Символические достижения пеленочного периода независимости давались легко даже в Беларуси или Средней Азии. Но для того, чтобы идеалы свободы и национального достоинства внедрять в жизнь на практике, нужно быть постоянно действующим ферментом общественных перемен, а в этом национал-демократам не помогли ни депутатские мандаты, ни министерские должности. Другие силы захватили инициативу и растворили в себе забронзовелых нацдемов. Жулинского волной новых веяний прибило к лагерю В. Щербаня, Яворивского — к А. Волкову и Г. Антоньевой, львовскую «новую волну» — к НДП, а Чорновил остался в своей «конструктивной оппозиции» в окружении молодых, голодных карьеристов, которых старый вожак стаи никак не пускал к участию в переделе сфер, должностей, акций и т.п. Закончилось, как известно, «капцями»...
Сегодня мы опять превращаемся в зрителей в театре абсурда под названием «украинская политика», только уже в отдельно взятом политическом заказнике «Нашей Украины». Помню, в году 1993 кто- то заметил: какие конфликты, какие страсти бурлят под куполом Верховной Рады, но в итоге — все на тех же местах, никто не выбывает из колоды... Персональные маневры, игра на публику, манипулирование чувствами масс — все эти артистические навыки национал- демократической атаманщины, возможно, еще и понадобятся команде Ющенко на выборах-2004. Они помогут опять, с горем пополам, собрать электоральную дань с верных — те же таки 24%. Но даже если этого окажется достаточно для конечной победы (существует вероятность и такого сценария), то какие это будет иметь последствия для Украины?
Сегодня Ющенко стал притягательным магнитом для многочисленных политических банкротов так же, как Тимошенко — для маргиналов. И вот они — при власти. Представили? Вопрос: с кем сегодня нужно бороться?
Ответ: с собой. Со своей ленью и безответственностью. Потому, что это мы не создали общественного мнения, которое бы определяло поведение лидера «Нашей Украины», это мы избегаем принципиальных оценок и ключевых вопросов, лелеем инфантилизм вождя и терпим лицемерие свиты.
Против Ющенко направлены лучшие интеллектуальные силы — его дискредитируют и поливают грязью многочисленные аналитики и телевизионные пророки... Пиховшек, Корчинский, Джангиров оперируют отработанными пропагандистскими конструкциями, базирующимися на определенной политической и общественной стратегии. Они бьют по нашим слабым местам, а мы вынуждены постоянно прикрывать свои слабые места одним большим одеялом, на котором церковнославянскими буквами написано: «Ющенко — хороший».
Выборы 2002 года обозначили общественный водораздел между «нашими» и «не нашими». Сегодня решающий момент для того, чтобы сберечь и направить это чувство родства на достойные цели и перспективные дела. Если мы этого не сделаем, если поплывем по стихии, то уже совсем скоро наступит другое время — отбиваться от чужих, копать окопы, готовить убежища. И можно не сомневаться, что те, которые были приручены один раз, будут умиротворены и во второй раз.
Самая большая беда украинских патриотических сил — их неспособность прогнозировать и сознательно влиять на события. Мы всегда действовали ситуативно, на волне эмоций, а поэтому периодически становились жертвой манипуляций. Кое-кто, правда, сделал это амплуа жертвы своей профессией (которая почему-то называется «народный депутат»), но в своем товарищеском круге мы должны бы этому явлению дать надлежащую оценку и вынести коллегам соответствующие рекомендации.
Хочу, чтобы правильно меня поняли. Сегодняшний лозунг не «Ющенко — в номенклатуру!», сегодняшний лозунг: «»Наша Украина» — в народ!». Если нынешние профессиональные политики от национальной идеи хотят доказать свою социальную состоятельность и свое право говорить от имени всей Украины, то сегодня они должны выйти из-за широкой спины Виктора Андреевича, распределить участки работы и провести хотя бы мозговую атаку на основные общественные проблемы современной Украины — от идеологического вакуума и моральной деградации до обеспечения сельских школ учебниками, а пенсионеров — лекарствами. Если эта Украина наша, то почему мы откладываем «присвоение» ее проблем на какое- то время «Ч»? И где гарантии, что ей от этого станет легче?
Конечно, есть риск, что подобные проекты воплотятся только в стихийных собраниях с целью взаимного агитирования, наподобие Форума украинцев. Но нынешняя ситуация еще хуже: «Наша Украина» напоминает такой себе пароход, на котором люди собрались со своими родственниками, пожитками и планируют переплыть через бурлящее житейское море к новому берегу, не смочив ног. Не буду приводить слишком уж грустных аналогий, но и на Ноев ковчег это, по правде, не похоже.
Людям в Украине нужна надежда, и в этом патриоты сходятся с космополитами, а коммунисты — с барыгами. Люди ждут сигналов о действительно принципиальной и энергичной политической деятельности, их не обманешь имитацией.
«Наши Украинцы» получили парламентскую трибуну. Но что из этого, если фракция принципиально исключает из своих рядов штрейкбрехеров, в то время как сама остается наиболее инертным и маловыразительным политическим субъектом, порождающим информационные спекуляции или по поводу внутренних противоречий, или в контексте мелких столкновений на периферии политической жизни?
Если Ющенко сейчас занимается тем, что становится президентом, то он должен хотя бы демонстрировать намерения что-то делать на этой должности. Готовится ли план деятельности, программа — не избирательная, а реальная программа общественных преобразований? Координатор блока Р. Бессмертный заявляет, что такая программа готовится. Но где она? Где ее социальные «следы»: кто ее выдумывает и почему об этом никому не известно даже в среде патриотической интеллигенции?
Группируется ли команда общественных менеджеров, готовых взять на себя управление страной? Если так, то из кого она формируется и на каких принципах? Если опять речь идет о братьях, сыновьях, сватах, как это мы видели в списке «Нашей Украины», то кого мы, господа, обманываем? Электорат есть по определению объектом манипуляций, но ведь те, кто должен бы агитировать за Ющенко на будущих выборах, должны хоть мало-мальски верить в то, что они будут говорить людям. Это — технологическое, если хотите, требование.
Грустно. Можно много говорить о том, что «Ющенко не виноват». Что он стал жертвой определенных, исторически сформированных, а также социально обусловленных моделей поведения. Но это означает только констатацию политической незрелости, а, возможно, и несоответствия.
Ведь исторические фигуры тем и отличаются, что закладывают новые, не свойственные предыдущим поколениям, модели поведения, которые впоследствии становятся образцовыми и входят в генетическую память сообщества.
Почему помнят Бандеру, который практически весь боевой период деятельности ОУН просидел в тюрьме, а Романа Шухевича, организовавшего борьбу, вспоминают только посвященные? Потому что выдающихся организаторов и военачальников Украина дала много, а фанатиков национального освобождения — единицы.
Ющенко-политик, и даже Ющенко-менеджер Украине уже не нужен. Сегодня вакантная только одна должность — роль общенационального лидера. Но она не дается как приз за хорошее поведение и не является почетным долгом. Это звание оправдывает только одно — ежедневное движение к общенациональной цели.
Выпуск газеты №:
№55, (2003)Section
Панорама «Дня»