Успех и колорит двух континентов
Турецкие впечатления корреспондента «Дня»
Во второй половине апреля большая группа украинских журналистов (из Киева, Одессы, Харькова, Львова, Волыни, Ивано-Франковска) участвовала в масштабной поездке по курортным и экскурсионным городам и местам Турции. Целью мероприятия было ознакомление журналистов (а через них — и украинского общества) с достопримечательностями природы, культуры и искусства этой страны и с организацией там туристского и рекреационного бизнеса. Принимая во внимание то, что Украину и Турцию объединяет Черное море и похожий прибрежный климат и что у каждой из этих стран есть свои проблемы со вступлением в европейское сообщество, более близкое знакомство с тем, как и чем Турция привлекает на свои курорты западных туристов, оказалось довольно информативным. В организации тура участвовали Посольство Украины в Турции, почетный консул Украины в Анталии Айхан Сарач, пресс-служба МИД Украины, турфирмы «ЮнайТур» (Турция) и «Укрферритур» (Украина), Муниципалитет города Анталии и судоходная компания «Укрферри» (Одесса), а также Ассоциация судовладельцев Украины.
Мы до сих пор не совсем осознаем, что являемся с Турцией близкими морскими соседями (когда-то это хорошо понимали днепровские казаки), что Украина и Турция расположены на берегах одного Черного моря и что в Стамбул нам значительно быстрее добраться, чем, скажем, в Санкт-Петербург. Это для нас ближайшее Средиземноморье и ближайшая Малая Азия с ее многотысячелетней историей. Сегодня между Турцией и Украиной, как сказал губернатор провинции Анатолия, нет противоречий. Главная проблема — неиспользованные богатые возможности сотрудничества двух стран. (Хотя сегодня торговый оборот Украины с Турцией достигает 2,5 млрд., и это далеко не за счет «челноков».)
На двух материках. Как известно, Турция расположена на двух материках — в Азии и в Европе, что определяет двойственное лицо ее общества. С одной стороны — принадлежность к восточному мусульманскому миру, с другой — стремление ко вступлению в ЕС, членство в НАТО, культивирующие западные стандарты жизни, образования, бизнеса. Еще совсем недавно женщине-врачу здесь не позволяли прикасаться к телу больного мужчины; в транспорте (автобусе, самолете, даже трамвае) сидеть рядом могли только лица одного пола — женщины с женщинами, мужчины с мужчинами. Сегодня подобные обычаи ушли в историю, особенно в больших городах. Тем более, что значительная часть молодежи получает образование в западных, преимущественно немецких, университетах.
Для современного украинца Турция, фактически, — terra incognita. Что мы о ней знаем? Ислам, шариат, производство дешевых товаров — источник бизнеса наших «челноков». Кое-кто думает, что там только и производятся некачественно сшитое белье, плохо выделанные кожаные вещи и др. Это совсем не так. Например, сегодня Турция вышла на первое место в Европе по производству автомобилей (на японских двигателях). На отличных дорогах страны практически невозможно увидеть старый грязный автобус или автомобиль; каждая машина — словно только что с завода.
На улицах больших городов поражает число красивых людей, особенно женщин, а также полиглотов — знакомых, хотя бы поверхностно, с несколькими иностранными языками (немецким, английским и русским). Это результат бурного развития туризма, большого количества иностранных гостей. Есть еще одна причина — в Турции сегодня постоянно живет 3,5 млн. немцев и прогрессивно увеличивается количество немецких предприятий (в стране выгодно вкладывать деньги).
Курортный регион Анталия — это 640 км. береговой линии, более 1000 отелей, большинство из них — пятизвездочные. Она может принять одновременно 350 тысяч отдыхающих. В прошлом году здесь побывало 5 млн. туристов (а всего на турецких курортах отдыхало 12 млн. европейцев), в этом году ожидают 6 млн. Несмотря на войну в Ираке и терроризм, отели заполнены на 90 — 100% (значительно больше потерпели курорты Испании и Италии). Общая прибыль Турции от туризма — $6 млрд.
На Средиземноморском побережье есть курорты, известные и посещаемые в течение уже нескольких веков. Рекреационная одиссея Анталии началась всего 20 лет тому назад; до этого мало кто за пределами Турции знал это географическое название. Как рассказал журналистам посол Украины в Турции Игорь Долгов, рывок в турбизнесе был сделан благодаря тому, что государство создало для этого достаточно благоприятные бизнесусловия, универсальные для туризма и отдыха во всем мире.
Сегодня Анталия — процветающая курортная зона, которая динамично расширяется и развивается. Проложены первоклассные дороги, шумят молодые зеленые насаждения, цветут розы, бьют фонтаны, синеют воды бассейнов. (Там однако не встретишь таких непревзойденных старинных парков, как, например, в Алупке или Массандре — действительных творений паркового искусства). К тому же денег на рекламу не жалеют — рекламный бюджет достигает $1 млн., в том числе $180 тыс. — реклама в Украине. Приезжают сюда преимущественно немцы и граждане СНГ, которых все еще называют «русскими» — их здесь более 45% отдыхающих. Думаю, что пока украинцы действительно не заговорят на украинском у себя дома, за границей они так и будут оставаться «русскими» — и нечего обижаться на иностранцев.
Одной из привлекательных черт Анталии является, согласно статистике, стойкий имидж безопасности — по словам губернатора этой провинции, это один из наименее криминальных городов мира (кстати, начальником полиции Анталии является женщина). Стражи порядка, как правило, работают в штатском, иными словами — невидимо присутствуют где-либо и когда-либо, о чем хорошо известно каждому потенциальному преступнику. В сочетании с очень строгими наказаниями шариата за кражи это обеспечивает почти полную безопасность чужестранцам. Поэтому там часто можно услышать уверенное: «Турок никогда не возьмет чужого». Земляки из СНГ, постоянно проживающие в Анталии, рассказывают, что там можно безопасно ходить днем и ночью. Даже женщинам. В селах и городках товары (хлеб для бакалейщиков, газеты и тому подобное) поставщики обычно развозят рано утром, еще когда все спят, и оставляют прямо на улице, под дверью клиента. И ничего не пропадает. Автомобили «ночуют» на улицах без сигнализации или гаражей и при этом кражи почти не фиксируются.
Еще одной чертой Анталии является ее относительная дешевизна. Поэтому не удивительно, что заполнение отелей в сезон превышает 90%. Особенно стоит отметить, что, в отличие от Украины, отели Турции значительно дешевле для иностранцев, чем для своих граждан. Правительство и владельцы отелей хорошо понимают, что главное — привлекать заграничный капитал, иностранцев, которые оставляют здесь деньги. Украинский гостиничный бизнес придерживается противоположной политики — у нас иностранцы всегда платят за те же услуги в несколько раз больше, чем украинцы. Словно специально для того, чтобы эти люди больше к нам не приезжали. Я знаю немало гостей Киева и Крыма, которые не только обижаются на такую дискриминацию, но и отказываются понимать ее.
Стремительное развитие гостиничного бизнеса в Анталии изменило все вокруг. Старые бедные поселения сегодня почти полностью вытеснены стандартными 2 — 3-этажными коттеджами, в которых живет огромная армия гостиничного персонала всех уровней. В отличие от среднеазиатских поселений, где жизнь семьи отделена от улицы глухой стеной («дувалом»), крестьянские дома турков полностью открыты, почти не ограждены от соседей и улицы. Все на виду, как в Украине. Хотя в этих поселениях почти нет зелени, цветов, как это можно видеть в других средиземноморских городах и Украине.
Курорты Анталии держатся не только на сервисе, дешевизне и роскошных условиях, но также на живописной природе. Высокие с замысловатыми контурами горы (более 3500 метров) спускаются к самому морю. Сияют, кажется рядом с теплым морем, заснеженные верхушки гор. Через ущелья переброшены старинные каменные мосты, горная речка прямо в центре города вливается в море бурным высоким водопадом.
Отели. У журналистов была возможность сравнить и оценить преимущества нескольких разных отелей («Ларрес-парк», «Летония-Белек», «Адонис», «Гринвуд» и др.). Почти все они построены 2 — 5 лет тому назад; продолжительность строительства от закладки до приезда первых туристов не превышает в большинстве случаев 2-х лет. Полная окупаемость ожидается через 10 лет эксплуатации. Строят отели чаще всего сами турки, хотя иногда приглашают специалистов из Испании. Как правило, 40% средств строительства — деньги владельца, 60% — кредит государства. Кстати, налоги на гостиничный бизнес турки считают нестабильными — они колеблются в пределах 18 — 40% (в зависимости от сезона).
Прибрежная зона Турции — собственность государства и не может быть продана в частную собственность; отели обычно арендуют у государства определенные участки пляжа максимум на 49 лет. Это, однако, не мешает отелям оборудовать свои пляжи немалыми удобствами, создавать на берегу одну бесконечную рекреационную зону.
Большинство отелей рассчитаны на одновременный прием около 1000 — 1500 отдыхающих, которых обслуживает штат из 300 — 350 работников. Весь персонал (независимо от того, какую работу выполняет) красиво и очень чисто одет. У многих есть высшее образование. Сервис находится на высоком уровне — иначе не выдержать жестокой конкуренции с европейскими курортами.
Во время встреч с антальской администрацией нам рассказали, что некоторые наши западные области, например, Ивано- Франковская, собираются посылать стажеров в отели Турции, изучать их опыт. Такому обмену всячески содействует Консул Украины в Турции г-н Айхан Сарач.
Экология. Уже почти 20 лет подряд Анталия удерживает голубое знамя ЮНЕСКО за чистоту среды, в частности прибрежной воды. «Природу Анталии бережем как зеницу ока», — сказал на встрече с журналистами губернатор провинции Аладдин Юксель. Морская вода действительно везде очень чистая, прозрачная. Кажется, что дно совсем рядом, но если нырнуть, то оказывается — не достать. (Чистота воды особенно поражала после недавнего посещения Одессы, где, как известно, на многих пляжах купаться запрещено. В Анталии об экологии заботится не только городская администрация, но и владельцы отелей — созданный ими специальный научный совет постоянно контролирует уровень загрязнения воды, приглашает независимых экспертов и тому подобное.
Поражает туристов здешнее отношение к черепахам, которые стали символом экологической чистоты природы. Дело в том, что в Анталии живут какие-то особые черепахи, которые, мигрируя с одного места в другое, пересекают автостраду. Поэтому в этих местах на дорогах стоят специальные дорожные знаки с надписями «Перекресток черепах!» («The Тurtle Crossing!»). И каждая машина снижает скорость. Стоит вспомнить и отель «Марко Поло» (1400 спальных мест), который построен за 11 месяцев на территории реликтовой сосновой рощи — бунгало расположены там между соснами, которым 200 — 300 лет (большинство из нас до сих пор не видело таких старых сосен). На территории отеля живет 46 черепах, каждая помечена особой краской. Если рано утром, до восхода солнца, проснуться, то можно иметь особую привилегию — присоединиться к утренней прогулке черепах.
В курортных зонах категорически запрещена вырубка деревьев. Как говорят турки, «лучше отрезать себе руку, чем срубить дерево». Деревья особо ценных пород имеют специальные бирки неприкосновенности. К ним боятся и подступиться. (Поневоле вспомнилась карпатская трагедия, где и сегодня массово вырубают бесценные буки, обнажают горные склоны.) Не нужно напоминать, что все это используется туристическими агентствами как привлекательная реклама — почему, собственно, нет?
Поиски ресурсов. Турецкий туристический и рекреационный бизнес использует все возможные ресурсы страны для привлечения туристов. Так, в последние 10 лет начали активно строиться отели в материковых регионах страны, за 200 — 300 км от моря. Отели процветают, хотя земля здесь суровая, голая и мало привлекательная; летом — ужасная жара, все вокруг выгорает, чернеет. А иностранные гости все прибывают — их притягивают целебные термальные источники, которые изобретательно используются отелями не только для лечения, но и для развлечений. Территория отелей превращена в настоящую водную феерию, сказку — вокруг «кипящие» бассейны, фонтаны, турецкие бани, сауны, джакузи, какие-то замысловатые водяные «слаломы» для взрослых и детей, массажи. Отдыхающие весело проводят там время, как это было когда-то в древнем Риме, где люди в банях общались, философствовали, писали и читали стихи. Целебная вода направляется также в водопроводные краны и ванны номеров, что создает впечатление постоянного и приятного лечения, очищения, омоложения. Посол Украины в Турции г. Долгов рассказал, что правительство Турции приняло специальное решение о «привлекательности» для экономики страны термальных отелей. За этим решением стоит ряд налоговых льгот, государственных кредитов, льготных условий инвестиций и тому подобное.
Хорошо использует турецкий туристический бизнес также археологию. Ведь Турция — земля, где история началась много тысяч лет тому назад и в недрах которой до сих пор хранится немало ценных и интересных остатков прошлых цивилизаций. Со времен Римской империи на современных улицах Анталии сохранились крепостные башни, ворота императора Адриана, стены Константина Великого и др. Интересно, что археологические исследования финансово поддерживает не только государство, но и гостиничный бизнес. Ведь любые раскопки и находки — это объекты для отдыхающих (особенно интересуются такими вещами немецкие туристы), экспонаты для музеев, а также — образцы для оригинального дизайна отелей.
Крым — Анталия. Во время пребывания в Турции невозможно было избавиться от воспоминаний о Крыме. Вольно или невольно, но все время шло сравнение двух курортов. Возможно, это предубежденность с моей стороны, но природе Анталии не сравниться с живописностью Крыма. Вспомните покрытые сосновым лесом горы над морем, бесчисленные голубые бухты, старинные дворцы с обвитыми цветущей глицинией стенами и колоннами, роскошные классические парки. Особенно люблю ни с чем несравнимую крымскую яйлу — фантастические «лунные» пейзажи, загадочные пещеры, землю, покрытую ранней, еще снежной весной яркими горными цветами. Кроме того, крымский климат намного благоприятнее для отдыха, чем климат Анталии — в Крыму не бывает такой жары, как в Турции, где летом температура воздуха превышает 40, а морской воды — 35 градусов.
Но во многом другом сравнение, к сожалению, оказывается не в пользу Крыма. За чрезвычайно короткий период Анталия не только превратилась из маленького городка в гигантский суперсовременный центр туризма и отдыха, но и приобрела стойкую международную репутацию, переманила немало клиентов старых известных европейских курортов. В Крыму же последние 10 — 15 лет идет перманентный процесс перераспределения недвижимости, земля на берегу моря является источником жестоких конфликтов. Строительство новых гостиниц разворачивается недостаточно интенсивно, старые гостиницы без соответствующего ремонта потихоньку разрушаются. Сервис же часто остается на уровне профсоюзных домов отдыха советских времен. Конечно, есть исключения — это немногочисленные «элитные» гостиницы. Но цены и количество этих гостиниц делают качественный отдых для среднего класса очень проблематичным.
Не все хорошо у нас и с рекламой отечественных курортов за границей. Известно, например, что маленькая Австрия ежегодно расходует на рекреационную рекламу 130 млн. евро, Великобритания — 8 млн. фунтов, Турция — почти $70 млн. Украина же вкладывает в рекламу своих курортов всего 17 млн. грн. — в 20 раз меньше, чем Турция.
Во время поездки в Анталию журналистам рассказали, что одна из известных турецких фирм сейчас строит в Ялте большую гостиницу на 3 тысячи мест. Хорошее дело, и удобная будет гостиница — это точно. А с другой стороны — мало ли в Украине строителей?
Выпуск газеты №:
№87, (2004)Section
Панорама «Дня»