Перейти к основному содержанию

«Усушка» газового вопроса

09 октября, 00:00

Тот, кто хоть немного знаком с технологией газовой промышленности, знает о процессе осушки газа, требующем немалых энергетических затрат. По аналогии с ним можно говорить и о столь же затратном (в смысле информационных ресурсов) процессе общественного восприятия подписанных в понедельник очередных украинско-российских газовых договоренностей, безусловно, затрагивающих вопросы национальной безопасности нашей страны. И тут «экономия» явно не на пользу.

Напомним, что Украина и Россия 7 октября подписали межправительственное соглашение «О стратегическом сотрудничестве в газовой сфере» и межкорпоративный договор о создании предприятия «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины», чем реализовали летнюю санкт- петербургскую договоренность президентов двух стран (к ней без промедления присоединился канцлер Германии Герхард Шредер, интерес к этому проекту высказывали также Франция и Италия). «В этой важной сфере» (констатировал Владимир Путин), «есть основания для поздравлений». Между тем у украинского Президента в связи с подписанием названных соглашений, по-видимому, возникли определенные проблемы. Вчера Леонид Кучма призвал не политизировать ситуацию. В связи с этим Президент подчеркнул, что газотранспортная система Украины построена давно и «требует серьезных инвестиций, вплоть до замены магистральных газопроводов». «Перестаньте играть в политику, давайте заниматься конкретными делами», — заявил Президент и назвал подписанное в понедельник соглашение «очередным шагом» в обеспечении европейских стран бесперебойными поставками газа. При этом Л.Кучма подчеркнул, что «речь не идет о продаже и приватизации украинской газотранспортной системы». По словам Президента, целью создания консорциума является модернизация украинского газопровода для увеличения надежности и объемов поставок газа. Разъяснительная работа, ведущаяся Президентом, по-видимому, призвана как-то компенсировать информационный вакуум, сложившийся (несмотря на многочисленные, но довольно общие по содержанию информсообщения) вокруг переговорного процесса по газовому консорциуму. Как стало известно «Дню», даже некоторые члены правления НАК «Нефтегаз Украина», подписавшей межкорпоративный договор, не знакомы с его содержанием.

Известное о «малоизвестном» можно коротко изложить так. В соглашении, в частности, отмечается, что «стороны на основе консенсуса определяют условия участия в консорциуме европейских газовых компаний». Консорциум создается, регистрируется и действует в соответствии с законодательством Украины. Головной офис консорциума и его органы управления находятся в Киеве. Консорциум на взаимовыгодных условиях будет обеспечивать транспортировку газа, а также надежность, безопасность и стабильность функционирования газотранспортной системы Украины, добиваться роста объемов транзита газа через территорию Украины и создавать новые конкурентоспособные газотранспортные мощности на ее территории, заниматься использованием и эксплуатацией украинских магистральных мощностей и подземных хранилищ газа. И, пожалуй, главное — консорциум будет привлекать необходимые инвестиционные ресурсы для модернизации и развития газотранспортных сетей Украины. (Украинская газотранспортная система включает 35,2 тыс. км магистральных газопроводов, 122 компрессорные станции, 13 подземных хранилищ газа, рассчитанных на хранение более 30 млрд. кубометров газа.) Как отметил премьер-министр Украины Анатолий Кинах, данное соглашение «имеет рамочный характер». «Это — развернутое двустороннее решение президентов Украины и России», — пояснил премьер. Следующим шагом после его подписания, по словам А.Кинаха, станет «еще более глубокое технико-экономическое обоснование, привлечение партнеров, а также создание соответствующих рабочих экспертных групп». Премьер напомнил, что в настоящее время заканчивается создание рабочей группы по формированию консорциума на трехсторонней основе — Украина-Россия-Германия. При этом глава украинского правительства в очередной раз подчеркнул, что на каждом этапе «необходимо жестко контролировать соответствие условий деятельности консорциума интересам Украины», сообщает Интерфакс-Украина. «Газотранспортная система — наш стратегический объект и (это. — Авт. ) одно из условий и возможностей влияния Украины на процессы, происходящие как на европейском континенте, так и на мировом пространстве», — подчеркнул А.Кинах. Между тем независимые эксперты подчеркивают, что подписанное соглашение не решило главного противоречия позиций двух стран.

Отвечая на вопрос о том, кому будет принадлежать «контрольный пакет» газотранспортной системы, украинский премьер сообщил, что в настоящее время речь об этом не идет. «Это — следующий этап. Но позиция Украины остается неизменной — «контрольный пакет» должен остаться за Украиной», — заявил он. Кинах также подчеркнул, что соглашение не предусматривает изменения формы собственности газотранспортных магистралей Украины. «Речи о приватизации газотранспортной системы мы не ведем. Украина при формировании консорциума не допустит изменения собственности», — подчеркнул А.Кинах.

По-видимому, «проблема консорциума» может довольно дорого стоить правительству. Вчера парламент Украины рассмотрел его информацию о государственной политике по реформированию ТЭК и выполнению законодательства в этой сфере. Накануне правительство запросило отсрочки для этого вопроса и было даже поддержано главой профильного парламентского комитета Андреем Клюевым, который считает, что эта информация «сырая» и специалисты Кабмина не подготовлены к рассмотрению этого вопроса. Но оппозиция, действуя на этот раз, по-видимому, по принципу «куй железо пока сыро», то есть, усмотрев определенную информационную «слабину» в правительственной позиции, сумела настоять на своем. По мнению члена фракции БЮТ Михаила Павловского, этот вопрос должен быть обсужден, и пока еще не поздно, парламент должен рекомендовать не ратифицировать это соглашение. Но можно ли было рассматривать этот вопрос, если все документы, подписанные украинской делегаций в Кишиневе, как пообещал премьер, только во вторник могли быть направлены на рассмотрение Верховной Рады? Премьер отметил, что правительство поддерживает Верховную Раду в том, чтобы 12 ноября в ходе пленарного заседания парламента будет рассмотрен вопрос газового сотрудничества с Россией. Это необходимо, чтобы «вместе искать такие варианты, направления, которые отвечают не только созданию благоприятных условий развития газотранспортной системы, а нашим национальным, экономическим, стратегическим интересам», сказал А. Кинах. Он также заявил, что документы по сотрудничеству в газовой сфере с Россией будут также направлены потенциальным партнерам двух стран в вопросе создания международного консорциума — ФРГ, Польше, Франции и Италии, поскольку, согласно условиям создания этого консорциума, «он открыт для участия ведущих европейских компаний».

Тем не менее вчера в парламенте в адрес правительства звучали угрозы. Член профильного комитета Николай Рудьковский предсказывал, что во время голосования парламент Украины может выразить недоверие правительству в связи с соглашением о создании газотранспортного консорциума. По его мнению, создание консорциума — это «прямой путь к сокращению поступлений в бюджет и это приведет к увеличению стоимости газа для населения и коммунальных хозяйств, повышению цен на газ для промышленных предприятий, в первую очередь, металлургической и химической промышленности». Кроме того, считает он, создание консорциума — «путь к утрате экономической независимости государства». Газовыми «страшилками» размахивал накануне парламентского обсуждения и председатель подкомитета по вопросам газовой промышленности Александр Гудыма. Он обещал обнародовать секретные документы, которые, по его словам, подтверждают, что создание международного газотранспортного консорциума повлечет финансовые потери для Украины. По его словам, Минфин Украины имеет серьезные замечания к проекту договора о создании консорциума, в которых говорится о возможных потерях для бюджета страны, если документ будет подписан в представленной на анализ министерства редакции. Минфин, как утверждает Гудыма, предлагал до разрешения вопроса о потерях отказаться от заключения любых соглашений.

По его расчетам (сообщает Интерфакс-Украина), прямые поступления в госбюджет (налог на прибыль, НДС и рентная плата за транзит газа) после создания консорциума сократятся примерно на 6 млрд. грн. Помимо этого, потребуется дополнительно около 2 млрд. грн. для компенсации цены газа для населения (ему «транзитный» газ реализуется по фиксированной цене 170 грн. за 1 тыс. кубометров при рыночной цене около 350 грн. за 1 тыс. кубометров).

Впрочем, глава парламентского комитета по ТЭК Андрей Клюев, к примеру, считает, что соглашение позволяет развивать рынок газа, расширит сотрудничество двух стран в разработке газовых месторождений, инвестициях в новые газопроводы и реконструкцию существующих.

Мнение главы профильного комитета парламента, безусловно, довольно веско и может положительно отразиться на прохождении «газовых» документов в украинском парламенте. Тем не менее правительству не избежать неприятных вопросов. В частности, стоило ли спешить с подписанием этих довольно важных межгосударственных документов, если ТЭО консорциума по управлению газотранспортной системой Украины будет готово лишь к концу августа 2003 года, когда завершится так называемая прединвестиционная фаза создания консорциума. Даже один из видных деятелей «большинства», лидер фракции Народно-демократической партии, экс-премьер Украины Валерий Пустовойтенко считает работу правительства по разработке экономического обоснования создания международного газотранспортного консорциума недостаточной. По его словам, «правительство в идеологическом плане плохо работает». В то же время В.Пустовойтенко считает, что консорциум необходимо создавать, и для этого необходимо определить и доработать условия его создания.

Другой представитель «большинства», один из лидеров группы «Народовластие» Олег Беспалов сказал «Дню»: «Создание газового консорциума окутано такой неоправданной тайной, словно речь идет не о магистралях транспортировки газа, относящихся к сфере стратегических государственных интересов и национальной безопасности, а о сотрудничестве с инопланетянами. Условий, на которых заключено данное соглашение, никто, кроме носителей этой страшной тайны, не знает. На прямые вопросы мы получаем отговорки. С другой стороны, никакого обсуждения этого вопроса на уровне экспертов, политиков, бизнесменов в СМИ не было. Такое впечатление, что просто затеяли с россиянами какой-то совсем незначительный проект, не стоящий ни внимания общественности, ни внимания народных депута тов. Между тем, речь идет о национальной безопасности, очень существенных интересах общества и, между прочим, деньгах — довольно солидных суммах, которых не хватает в бюджете. Не будут ли ущемлены интересы Украины? Не угрожает ли подписание соглашения о консорциуме утратой экономической независимости Украины и ее безвозвратным попаданием в сферу интересов России? Или же, наоборот, создание консорциума позволит Украине вместе с Россией быстрее интегрироваться в европейские структуры? Никаких четких выводов сделать сейчас нельзя. Разве что демагогически выкрикивать политические лозунги поддержки или неприятия. Уверен, в этих условиях «крикуны» найдутся. Но лично я, хотя и не чужд газовой тематике, не возьму на себя смелости при данном уровне информированности выступать «за» или «против» консорциума. Думаю, тут не обойтись без предварительной широкой дискуссии в СМИ по этому вопросу с привлечением политиков, бизнесменов, экспертов отрасли. И только после этого можно переходить к обсуждению в парламенте. Если решение мы примем поспешно, боюсь, вскоре оно может подвести нас».

Далеко не все ясно в данном вопросе и всезнающим независимым экспертам. Заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины Александр Нарбут сказал «Дню», что Украина и украинские налогоплательщики в результате создания газотранспортного консорциума могут проиграть в части бюджетных доходов, поскольку, по его мнению, существует некая несимметричность процесса создания консорциума, в котором участвуют производители, транзитеры и потребители газа. Соответственно имеются и три участка газовой магистрали от производителя до потребителя: российский, украинский и европейский. По мнению Нарбута, в этой связи было бы резонно рассматривать задачу повышения эффективности управления всем транзитом, тем более, что европейский участок по сути принадлежит нашим будущим партнерам по консорциуму — «Газпрому» и «Рургазу». В этом случае оценка стоимости газопроводных систем могла бы привести партнеров к адекватному распределению долей в консорциуме и вывести их из нынешнего тупика в этом вопросе. «А пока же все дружно помогают Украине навести порядок на ее участке, но претендуют на паритетные основы», — говорит эксперт. По его мнению, нельзя забывать, что «Рургаз» является еще и совладельцем «Газпрома», тогда как последний имеет свои корпоративные интересы в газовой структуре Германии. Следовательно, наши партнеры по консорциуму уже и без того партнеры... Поэтому у понятия «паритетность», считает Нарбут, могут быть разные весовые категории. По его убеждению, собственность не обязательно должна переходить в другие руки, поскольку управляющая компания может оказаться даже в более выгодном положении, чем собственник. И главное, замечает Нарбут, если экономическая эффективность данного проекта существует, то она не может и не должна оставаться в секрете. Засекречивают обычно, сказал он, прямо противоположные выводы.. .

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать