В чем интрига будущих выборов?
Евгений КОПАТЬКО: Быстрый рейтинг нужно уметь «зацементировать»
Как провал коалиции Партии регионов и БЮТ отразился на рейтингах основных политических игроков? Сейчас как раз проходит работа в «полях». А уже во вторник глава компании Research & Branding Group социолог Евгений Копатько обещает презентовать свежие данные. А пока в ожидании результатов мы поговорили о тенденциях этой избирательной кампании.
— Евгений, бытует мнение, что главная интрига этих президентских выборов — первый тур, борьба между Тимошенко и Яценюком. А уже во втором туре будет голосование против Януковича, и победит любой «оранжевый».
— Ничего подобного, это вопрос очень спорный. Я не утверждаю, что победит Янукович, но я и не утверждаю, что победит кто-то из «оранжевых».
— Но в количественном соотношении «оранжевое» электоральное поле больше, чем «сине-белое». Потолок Януковича — это 35 %, и он, судя по всему, выбирает все свои голоса в первом туре.
— Не факт. На сегодняшний день готовность голосовать в Западной Украине несколько ниже, чем на юго-востоке. Может быть, это ситуативное явление, а может, это и тенденция, которая закрепится.
— А как обстоят дела у Януковича в Западной Украине?
— Наша социология показывает, что потенциальный уровень поддержки у него, как и у Президента в целом по Западной Украине, около восьми процентов. Раньше это было существенно ниже. Есть регионы, где у него есть особый приоритет, а есть регионы, где у него есть наименьший приоритет. А у Юлии Владимировны существует очень серьезный ресурс доверия именно по центральным регионам.
— А на юго-востоке?
— На юго-востоске ее рейтинг по-прежнему без изменений. Как показывают наши данные в динамике, ее частично потеснил Арсений Петрович. Но здесь прямой замены голосов Яценюка на Тимошенко не получается.
— Мы видим, что Яценюк пытается охватить юго-восточный электорат. Насколько успешны его попытки?
— Его президентский рейтинг сейчас находится, по данным разных социологических компаний, на уровне 13—15 процентов. Это говорит о том, что у него есть потенциальный ресурс доверия. Но нужно помнить о том, что виртуальный рейтинг и реальная политическая борьба — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Декларируемое заявление о симпатиях и реальное голосование могут существенно различаться.
Данные, которые мы сейчас анализируем, — это больше информация к размышлению. Я четко могу говорить о каких-то прогнозах в случае активной фазы избирательной кампании. Пока мы моделируем ситуацию.
Сегодня у Яунковича порядка 24—26 % поддержки в первом туре, у Тимошенко — порядка 16—18 %, у Яценюка — порядка 15—16%. Это данные разных социологических компаний.
— А когда станут известны результата опросов, проведенных после провала коалиции?
— Мне уже звонят журналисты и спрашивают, а где твоя социология? Результаты у меня будут только в понедельник, презентация — во вторник. А сейчас как раз идет работа в «поле». В этот раз мы решили работать оперативно.
— По поводу рейтингов Яценюка. Говорят, что он как быстро «надулся», так может и быстро « сдуться».
— На самом деле, это я говорил еще в феврале. Я тогда на «Интере» показал рейтинг, где во втором туре Яценюк опережает Януковича. Меня тогда обвинили в подыгрывании Яценюку. Но я тогда сказал, что быстрые взлеты чреваты (и Яценюк тогда за меня дополнил) быстрыми падениями. Это было в прямом эфире.
Сейчас получилась такая коллизия, что порядка трех месяцев рейтинги Яценюка и Тимошенко шли параллельно. Его взлет был довольно эффектный с ноября 2008 года по май 2009 года. Но долго это продолжаться не может.
Я обращаю ваше внимание и еще на такой момент. Если в ноябре у Юлии Владимировны в Западной Украине поддержка была 34%, то в мае она стала 22 %. У Яценюка была 11%, стала — 28%. Но, опять-таки, там происходят очень быстрые изменения. Никогда быстрый рейтинг не приводит к долгоиграющим результатам. То есть он может взойти, но потом его нужно цементировать.
Не факт, что эта ситуация сохранится. Я полагаю, что в борьбе этих лидеров будут присутствовать изменения. Я объясню почему. Отсутствие Яценюка в медийном пространстве может привести к тому, что эти колебания могут для него быть очень существенными. Не всегда для политика быстрый взлет — позитив.
Мое личное предположение, что эта коалициада фактически вытеснила Яценюка из информационного пространства.
— Но сейчас какраз очень распространено мнение, что Яценюк может получить политические бонусы благодаря фиаско коалиции ПР и БЮТ
— Нет. Я не могу огласить данные — у меня закрытая социология. Но выиграл только не Яценюк. И даже не Яукович.
— Ожидается, что на следующей пленарной неделе Рада определится с датой выборов. Некоторые депутаты хотят провести выборы в ноябре. Насколько дата влияет на тактику и стратегию избирательной кампании?
— Очень серьезно влияет. Думаю, выборы будут в январе, как планируют многие. Стратегия избирательной кампании на январь — это работать «в долгую». И здесь существуют риски для Юлии Тимошенко. Когда правительство входит в зиму, всегда существует много негативных моментов. Например, отопительный сезон...
— Но, как ни странно, на днях в эфире «Шустер Live» Александр Турчинов довольно спокойно воспринял дату 17 января. Мол, не нужно больше играться с Конституционным Судом, хочет Ющенко поработать два дополнительных месяца — пусть работает.
— Скорее всего, и регионалы уже нормально относятся к этой дате. Какие тут есть нюансы? Никто не знает риски осени. Проблем, на самом деле, очень много. И если эти проблемы будут усугубляться, то будут приниматься очень быстрые политические решения. Это инстинкт самосохранения элиты. Хорошая она или плохая... не даю оценочных характеристик.