Перейти к основному содержанию

В европейском меньшинстве

с 1 мая остается Украина
29 апреля, 00:00

Первого мая в Дублине состоится первый саммит Европейского Союза 25 (приглашены главы государстви правительств 15 «старых» и 10 «новых» членов ЕС). В прямом эфире Евровидения будут вестись трансляции праздника «объединения Европы» из Варшавы, Берлина, Мальты. Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Словения, Словакия, Мальта и Кипр отныне, как считается, «вернулись в Европу». В «старых» странах-членах ЕС, граничащих с «новыми», уже проходят многочисленные официальные и неофициальные акции — разнообразные дни, выставки, семинары, конференции, концерты, подготовленные вместе с соседями-неофитами. В Варшаве проходит Европейский экономический саммит.

1 мая, или Е-day (день «Е») должен стать апофеозом процесса, который официально стартовал в 1998 году, когда было принято решение о принятии новых стран-членов в ЕС. С этого дня уже большая часть европейских стран будет входить в Европейский Союз (с общим населением около 450 млн. человек). Меньшинство стран континента — либо будут ждать своей очереди (Болгария и Румыния, потом — Хорватия), либо пребывать в надеждах (Турция, признанная страной-кандидатом, а также Босния, Македония, Албания); или же «соседствовать» (Украина, Беларусь, Молдова). О перспективах кавказских стран сейчас в «европейских» структурах не говорится вообще.

Праздник на соседней улице вынуждает задуматься над украинскими перспективами. Курс на европейскую интеграцию Президент Украины Леонид Кучма определил как стратегию политического развития страны в своем послании Верховной Раде в 2002 году. На прошлой неделе Президент дважды заявил, что с интеграцией в ЕС спешить не стоит. Первый вице-премьер-министр Азаров, исполнитель ЕЭП-проекта, заявил, что речь идет о смене акцентов, и что европейская интеграция вовсе не означает обязательного вступления в ЕС. Первый заместитель министра иностранных дел Александр Чалый признал, что попытки действовать по той же схеме, что и Польша (подписание Европейского соглашения об ассоциации с ЕС, признание страной-кандидатом на вступление, предвступительная подготовка, собственно само вступление), не удались.

Украина с 1 мая существует вне двух интеграционных пространств: «европейского» (расширенный ЕС) и «евразийского» (СНГ, российско- белорусский союз и тому подобное), каждый из которых играет больше геополитическую, нежели экономическую роль. Европейская Комиссия предлагает Украине только переговоры по Плану действий, которые бы соответствовали положениям программы «Расширенная Европа — соседство». В этой программе ничего не сказано о политических перспективах, но предлагается «все, кроме членства» — и не сразу.

Зато ЕЭП может, при условии реализации положений соглашения о его создании, дать выгоды довольно многим влиятельным группам прямо сейчас — и без всякой «головной боли» с прозрачными выборами, правами человека и свободой СМИ.

Еще, очевидно, не стала критической заинтересованность самого общества в «европейском» векторе развития страны и государства — а именно этому и может содействовать приближение ЕС к украинским границам. Пример балтийских стран должен показать, что ничего невозможного нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать