Перейти к основному содержанию

В Европу надо верить

Расширение ЕС ставит Украину в новую ситуацию, — считает Александр ЧАЛЫЙ
08 февраля, 00:00

Вчера в Киеве был едва ли не первый «европейский день» после длительного перерыва. С Президентом Леонидом Кучмой, премьер-министром Виктором Януковичем, министром иностранных дел Анатолием Зленко встречались представители Тройки Европейского Союза — Генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана, первый заместитель главы МИД Греции Анастасиос Яннитсис и заместитель главы МИД Италии Роберто Антонионе. На встречах, по крайней мере, в виде заявлений для прессы и ответов на вопросы пока что ничего кардинально нового сказано не было. «Мы не хотели бы, чтобы наша граница с новыми членами ЕС превращалась в так называемую Шенгенскую стену», — подчеркнул во время переговоров министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко. «Для начала мы должны стать полноправным партнером, а не только соседом», — другое заявление министра, которое прозвучало вчера. Он высказал понимание того, что в прошлом году, когда ЕС готовился к расширению, Киев «находился в тени стран-кандидатов». «Начавшийся год должен стать годом выхода Украины из этой тени», — отметил министр Зленко. Хавьер Солана, во-первых, подчеркнул, что Украина должна реформировать судебную систему, работать над адаптацией отечественного законодате льства к евросоюзовскому. Во-вторых, заявил он, ЕС «настаивает на соблюдении фундаментального принципа демократического общества — свободы слова». В-третьих, по его словам, «перед вами стоят значительные вызовы. Без сомнения, на эти вызовы можно лучше ответить, если будет существовать взаимопонимание между властью и оппозицией». В который раз прозвучало также, что «мы исполнены решимости сделать все, чтобы не со здать новых распределительных линий на европейском континенте», — так заявил господин Яннитсис. Он же сказал, что к каждой заинтересованной стране необходимо подходить дифференцированно, «учитывая, что в ней происходит, и насколько отношения ее с ЕС являются важными». При этом не прозвучало ни одного публичного заявления даже о том, что двери ЕС перед Украиной откроются, когда она докажет, что в состоянии достичь необходимых стандартов развития.

Представители структур ЕС и отдельных стран-членов Союза до сих пор указывали, что следует относиться реалистически к перспективам, что речь не идет о политике интеграции Украины, но о тесном сотрудничестве, и что отсутствие каких-то сигналов со стороны ЕС не должно становиться препятствием на пути внутренних реформ в Украине. В свою очередь, и официальный Киев, и недавно Варшава пытались и пытаются убедить Брюссель в том, что отсутствие четкого заявления в отношении европейской перспективы Украины только ослабит возможности проевропейских сил в Украине.

«В европейский выбор следует верить», — сказал «Дню» накануне визита Тройки госсекретарь МИД Украины по вопросам европейской интеграции Александр Чалый. В его интервью «Дню» — основные пункты украинской позиции в отношениях с ЕС.

Расширение ЕС ставит Украину в новую ситуацию, — считает Александр ЧАЛЫЙ

— Как бы вы охарактеризовали ситуацию, в которой Украина оказалась в отношениях с Европейским Союзом накануне его расширения?

— Мы строим свои отношения с ЕС, исходя из нескольких факторов. Во-первых, расширение Евросоюза уже стало объективным фактом. Во-вторых, мы провозгласили курс на европейскую интеграцию, и мы его выдерживаем, наша политическая стратегия не изменилась, более того, она получила конституционную поддержку парламента, и это очень серьезный фактор. В третьих, Европейский Союз сегодня не имеет консенсуса относительно того, какую модель отношений предложить Украине после своего расширения.

Концепция «соседства», или «широкой Европы», на сегодня имеет консенсус только в том, что необходимо новым соседям ЕС предложить амбициозную программу сотрудничества с тем, чтобы отношения с этими странами были дифференцированными в зависимости от успехов демократических преобразований в них и также от целей, поставленных этими странами в отношениях с ЕС. В том, что касается конкретных элементов, то есть поручение комиссару Европейской Комиссии Паттену и Генеральному секретарю Совета ЕС Солане разработать конкретные предложения.

На мой взгляд, это означает, что двери ЕС для Украины не закрываются. Поэтому мы приветствуем концепцию «широкой Европы», концепцию «соседства» с той точки зрения, что предлагаются новые модели отношений, содержание которых для Украины мы видим в том, чтобы наполнить отношения «соседства» содержанием ассоциации между Украиной и ЕС. Возможно, это процесс постепенный, и он может означать структурированный политический диалог, заключение соглашения о зоне свободной торговли на асимметричной основе, усиление сотрудничества в области юстиции и внутренних дел, новую концепцию технической помощи. То есть, через философию малых шагов создание критического качества, которое переведет отношения партнерства в отношения ассоциации и интеграции.

У нас развивается интенсивный и плодотворный диалог, имеется интенсивная программа действий на ближайшее время. Сейчас, например — визит «тройки ЕС». Украина приглашена участвовать в Европейской конференции, которая пройдет в апреле в Афинах. Формально это будет первое участие Украины в мероприятиях подобного рода. Во время итальянского председательства, планируется проведение саммита Украина — ЕС.

Главное — то, что несмотря на все осложнения в нашей внешнеполитической среде, у нас с Евросоюзом сохраняются отношения доверия и сотрудничества, отношения, имеющие перспективу.

Мы отмечаем, что есть и критические элементы со стороны ЕС, они касаются внутренних реформ, ситуации со свободой СМИ. Мы их учитываем и будем учитывать в наших внутренних процессах преобразований.

Расширение ЕС ставит Украину в новую ситуацию. Она будет лидером среди всех стран Восточной Европы с точки зрения достижений на евроинтеграционном направлении. С этой точки зрения мы начинаем ощущать определенную региональную ответственность за евроинтеграционную направленность нашего региона. Мы, в частности, провели консультации с Молдовой, которая также провозглашает курс на европейскую интеграцию. Мы провели консультации с Россией по этим вопросам и четко для себя выяснили, что Россия не ставит для себя задачу даже в будущем стать членом ЕС. И это будет определять наши отношения и с ЕС, и с Россией. Мы в контакте с Беларусью по этим вопросам. Итак, если мы хотим интеграции Украины в ЕС, мы должны чувствовать региональную ответственность за распространение европейских ценностей в контексте отношений с нашими соседями и нашей региональной политики.

— Рассматривается ли приглашение Украины участвовать в Европейской конференции как приглашение к участию на высшем уровне?

— Бесспорно, да. ЕС официально заявил, что он не пересматривал свою политику в отношении Украины, и для нас очевидно, что Украина приглашается к участию в конференции на высшем уровне.

— С началом Года России в Украине и избранием Президента Украины Председателем Совета СНГ стали говорить о новом качестве именно в этом направлении. Как это коррелируется с курсом на европейскую и евроатлантическую интеграцию?

— Здесь должен быть объективный подход. У нас в этом году намечены контакты на высшем уровне и в контексте европейской интеграции. Это и саммит Украина — ЕС, и Европейская конференция, и Совет Украина — ЕС, заседание которого состоится 17 — 18 марта. В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, у нас идет постоянный политический диалог с ЕС, и он не прерывается. Приглашение участвовать в Европейской конференции — это новый элемент, свидетельствующий о том, что Украина становится элементом внутренней европейской «кухни», а не только внешних отношений, и это — исторический момент.

Сегодня наша интеграция в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе невозможна без нормальных, предсказуемых и стабильных отношений с нашими соседями, в первую очередь — с Россией. На мой взгляд, те, кто критикует восточную политику Украины, указывая, что она противоречит курсу на европейскую интеграцию, недооценивают того, что ценность Украины как партнера ЕС зависит от того, насколько ответственно она может проводить региональную политику. Содержание нашего председательства в СНГ может быть абсолютно разным. Мы должны спорить не вокруг того, будет ли оно содействовать нашей европейской интеграции, а вокруг того, что следует сделать для того, чтобы оно ускоряло нашу интеграцию в Европу.

В частности, проблема реадмиссии — одна из ключевых в наших отношениях с ЕС, и наше председательство в СНГ, думаю, поможет нам продвинуть идею создания «общего реадмиссионного пространства» между ЕС и СНГ, в том числе — с Россией, Беларусью и Молдовой.

В декларации по реформированию СНГ мы заложили идею создания зоны свободной торговли, которая бы основывалась на принципах Всемирной торговой организации. Если мы ее начнем, то реально сможем усилить нашу экспортную экономическую способность и перестроить ее на принципах ВТО.

Заключение договора о границе с Россией также имеет значительный евроинтеграционный потенциал.

— Как вы оцениваете польские инициативы об отношениях ЕС с «новыми соседями» после расширения?

— Мы их оцениваем положительно. Эти инициативы дают нам европейскую перспективу, перспективу нашей ассоциации с ЕС, и в долгосрочной перспективе — возможность членства Украины. Если и есть некоторые разногласия, то они носят тактический характер. В общем, эта инициатива — еще одно свидетельство видения Польшей нашего места в объединенной Европе. Мы бы хотели, чтобы польский голос был услышан и странами — членами ЕС, и странами — кандидатами.

— Существуют ли у Украины перспективы выхода из «черного списка» Шенгенского пространства?

— Существуют определенные предпосылки, которые могут позволить стране выйти из этого «черного списка». И мы уже начали разговаривать с ЕС в контексте этих предпосылок, определения параметров, по которым Украина не соответствует требованиям Шенгена. Мы настаиваем на том, чтобы соглашение о реадмиссии — а в случае его заключения мы бы взяли на себя серьезные обязательства — было синхронизировано с наиболее благоприятным для Украины визовым режимом. Мы уже добились, что параллельно с обсуждением вопросов реадмиссии продолжаются консультации по визовым вопросам, где и обсуждаются вопросы условий вычеркивания Украины из «черного списка» и нахождения другой формы отношений между Украиной и странами Шенгенской группы.

Украина не просит для себя исключений, мы просим наиболее упрощенного и благоприятного применения положений Шенгенского соглашения. Мы также очень тщательно изучаем существующую практику — почему, например, существует безвизовый режим между ЕС и Тунисом, между ЕС и Индией для обладателей дипломатических паспортов, почему для нас это невозможно.

Я был бы слишком большим оптимистом, если бы сказал, что через полгода — год нам удастся войти в Шенген. Но я оптимист с той точки зрения, что мы добьемся нормальных, упрощенных условий выдачи виз, срока их действия со странами Шенгенской группы, из-за нашего подхода к решению очень чувствительных для них вопросов. Если подобное сотрудничество будет отсутствовать — нам не удастся продвинуться в таких вопросах, как борьба с организованной преступностью, нелегальной миграцией, потому что эти вещи тесно связаны.

Мы все время отмечаем, что бюрократы из Брюсселя, которые будущую границу между Украиной и ЕС трактуют как внешнюю границу ЕС, неправы, потому что это будет общая граница, которая требует сотрудничества, а не односторонней политики.

— Какая именно модель ассоциации может обсуждаться с ЕС?

— Мы бы не хотели выдумывать ничего нового, а воспользоваться той обувкой, которая останется от нынешних стран — кандидатов. То есть, мы хотели бы иметь такую модель ассоциации, которая уже была у них, ассоциацию европейского типа. При этом, возможно, нужно в ней что- то изменить, возможно, отношения ЕС — Украина имеют свою определенную специфику. Существуют три вещи, которые абсолютно необходимы в будущем соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС: это четкое признание права Украины на интеграцию в ЕС, создание на базе этого соглашения совместных инструментов и институций, решения которых будут носить обязательный характер, и новая концепция технической помощи, трансформация существующей программы TACIS на основах философии программы PHARE, направленной на трансформацию общества до стандартов ЕС.

— Какие могут быть необходимые предпосылки для ассоциации?

— Решение о начале отношений ассоциации носит исключительно политический характер и зависит от политической ситуации, политических предпосылок. Мы понимаем, что критические замечания ЕС к Украине в отношении демократизации, экономических реформ, создания гражданского общества, свободы СМИ — обоснованны. Мы надеемся, что в ближайшие годы нам удастся достичь позитивных изменений, доказать и самим себе, и ЕС, что Украина при беспристрастном подходе, без двойных стандартов, имеет право претендовать на трансформацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на соглашение об ассоциации. Сегодня украинское общество, власть, элиты должны иметь веру в избранный курс европейской интеграции и в то, что нужно идти этим курсом, даже в отсутствие четкого обратного сигнала. Мы должны доказать в первую очередь себе, что мы способны трансформировать общество на основах стандартов ЕС. На мой взгляд, альтернативы не существует. Если мы будем последовательны, если будет эта вера, — мы обязательно в 2007 году будем иметь соглашение об ассоциации. Этот год будет ключевым для принятия решений по новым волнам расширения ЕС, и по дальнейшей судьбе соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

— Что мешало это доказать и себе, и другим раньше?

— Нужно быть объективным. Трансформация украинского общества по определению не могла быть такой, как в Польше, Венгрии, Чехии, у которых были не просто независимые государства, но и реальный опыт существования в демократических традициях. Десять лет нам были объективно необходимы, чтобы выйти на те стартовые условия, которые в 90-х годах имели страны Центральной и Восточной Европы. Сегодня мы, по моим расчетам, вышли на эти позиции. И сегодня нам нужно еще до десяти лет для создания предпосылок для начала разговора о нашем возможном членстве в ЕС. Исторический процесс невозможно ускорить.

— Уже не скрывается, что очень многое в отношениях Украины с Западом будет зависеть от того, как пройдут выборы- 2004. Какова ваша оценка этого?

— Демократические выборы — одна из ценностей ЕС. И уже сегодня мы получили сигналы о том, что демократичность выборов будет значительным фактором отношения к Украине со стороны Европейского Союза. Главное здесь — сам процесс, а не то, кто именно будет избран, именно демократический избирательный процесс станет основой климата сотрудничества Украины с европейскими институциями. И на примере Молдовы мы можем увидеть, что учитывая демократический в целом процесс выборов в этой стране, отношение ЕС к ее президенту — коммунисту Воронину — в целом позитивное.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать