В каком обществе мы оказались?
Свобода, доверие и экономическое поведение![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041214/4229-1-2.jpg)
События оранжевой революции выдвинули перед обществом большое количество вопросов, которые раньше не замечались или стыдливо замалчивались. Среди них и традиционные, испокон веков возникавшие перед европейскими народами, например, как защитить демократию от произвола власти, а также совсем новые, на которые готовых ответов, наверное, еще и нет. Попробуйте ответить, в каком обществе мы живем? Как его назвать — «капитализмом», «социализмом» или еще каким-то... измом? От социализма в его тоталитарном воплощении мы якобы отошли 13 лет назад. То есть получается, что пришли к «капитализму»? Да или нет? Если да, то почему же представители классических «капиталистических» обществ Западной Европы и США, образно говоря, хватаются за голову и бледнеют при упоминании порядков, установившихся в возникших на постсоветском пространстве странах? В том числе и в нашей родной Украине? Если мы в «капитализме», то где же процветание, где зажиточность широких народных масс, присущие «обществу потребления»? Где экономика с высокопроизводительным трудом, равными возможностями для всех, достатком отечественных, а не только импортных, товаров, который возникает благодаря свободной конкуренции и частной инициативе? Где другие блага, присущие цивилизованным странам с рыночной экономикой, не говорим как в Германии или во Франции, а хотя бы как в соседних Польше и Венгрии?
«КУДА БЕДНОМУ ХРЕСТЬЯНИНУ ПОДАТЬСЯ?..»
Мнение нашего простого гражданина об общественном строе после всех «перестроек» и «реформ», которые он пережил, по-видимому, можно было бы передать словами старого крестьянина из фильма «Чапаев» в исполнении Чиркова: «Красные придут — грабют, белые придут — грабют, куда бедному хрестьянину податься?». Сначала он сбежал от коммунизма; к бегству от дешевой водки за 3 р. 62 коп. и гарантированной колбасы с целлюлозой его побудила генетическая память о Голодоморе, коллективизации и рабстве в ГУЛАГах. Он доверчиво пошел за романтиками национальной идеи, которые, как и полагается романтикам, красноречиво витийствовали о неньке Украине, но мало что реально смогли сделать. После этого он отшатнулся от них, разочарованный, и едва не оказался снова в компании своих старых знакомцев — коммунистов. Но даже раздетый, голодный и холодный, он не вернулся к «друзьям народа», а отправился, сцепив зубы, искать своего счастья кто куда — кто на заробитчанство в Италию, кто с университетской кафедры — торговцем на городской рынок, кто — от инженерного кульмана отправился в челноки.
А сейчас нашего героя к новым горизонтам зовут за собой оранжевые знамена. Но эти новые горизонты пока что довольно размытые и неопределенные. Ведь остаются маловыясненными два вопроса: в каком обществе мы оказались и к каким общественным идеалам и социальным отношениям мы должны идти. Что касается ответа на первый вопрос, то наиболее понятно одно — основные качественные характеристики нашего современного общества большинство граждан не удовлетворяют. И протестные реакции, в которых участвуют сотни тысяч и миллионы людей, об этом красноречиво свидетельствуют.
Но как называются те социальные неурядицы, которые раздражают людей, как их определить, систематизировать, диагностировать хотя бы в какой-то начальной форме, — вот в чем проблема. В психологии давно открыт удивительный феномен: для того чтобы увидеть предмет или явление, нужно дать им название. В экспериментах человеку под гипнозом внушали забыть определенное слово. И он переставал физически видеть предметы, названия которых были изъяты из сознания.
Так и наше общество, находясь под каким- то загадочным гипнозом, долго не могло понять, что происходит. Но сейчас гипнотические чары развеиваются, и мы пытаемся увидеть, что с нами произошло. Предложенные вниманию читателей материалы являются одной из попыток идентифицировать, определить определенные закономерности и явления, свойственные украинскому социуму, под углом зрения социальной психологии.
Начнем с рассмотрения социально-экономических реалий через призму категорий уверенности и доверия.
Уверенность и неуверенность, доверие и недоверие — это базисные психологические состояния личности, от которых во многом зависит социальное и экономическое поведение.
Уверенность и близкая этому понятию категория доверия очень важны для понимания многих экономических феноменов. Например, рыночная цена акции определяется уровнем доверия к ее имущественному и другому обеспечению. Недоверие к действиям власти данной страны и неуверенность в стабильности положения с собственностью тормозят внешние инвестиции в страну. К тому же, непредсказуемость действий власти и негарантированность собственности ведет к падению цены всего имущества.
Если брать социально-экономический аспект уверенности, то к числу общественных реалий, уверенность в которых порождает продуктивный тип социально-экономического поведения, следует отнести уверенность в безопасности собственности, уверенность в законе, уверенность в стабильности национальной валюты и уверенность в действиях власти. Эти четыре фактора очень важны в анализе проявлений экономической и социальной активности граждан.
Рассмотрим первый из них — уверенность в безопасности своей собственности.
Без нее собственность как социально-экономический институт, составляющая свободной рыночной экономики не может полноценно функционировать на благо людей и общества. Проанализируем, насколько обеспечено сохранение собственности в наших условиях. Согласно экономической теории, частная собственность в рыночной экономике реализуется через систему прав, определенных еще в начале 60-х гг. прошлого века известными западными экономистами Р. Кроузом, А. Алчианом и А. Оноре:
— право владения;
— право пользования;
— право управления;
— право суверена;
— право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ;
— право на бессрочность владения благом и так далее.
Легко заметить, что по крайней мере два права — на безопасность и право на бессрочное владение благом в нашей стране не реализуются. Поскольку в Украине, как и во многих других государствах на постсоветском пространстве, отсутствуют гарантии сохранения приобретенной собственности, — о частной собственности в полном понимании этого слова у нас говорить пока что рано.
Соответственно, можно в массовых масштабах наблюдать явление недостаточной уверенности предпринимателей в сохранении собственности. Это ощущение закладывалось еще и исторически в наших генах, так сказать, в процессе перераспределения и экспроприаций собственности, происходивших вследствие революций, социалистических экспериментов и имперской экспансии в Украине. Современные реалии также не укрепляют у предпринимателей чувство уверенности в сохранении и защищенности собственности. Наблюдалось и во многом продолжает сохраняться очень большое давление налогового пресса на собственность; налоги имеют иногда реквизиционный характер, налицо непрозрачность, запутанность и противоречивость законодательной базы экономической деятельности.
ЗАКОН ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?
На сегодня насчитывается более 20 общегосударственных и местных налогов и сборов. Но и этого налоговым органам показалось мало. Создано несколько сот (!) дополнений, приложений и разъяснений к налогам, только к НДС их существует около 100 (эта цифра взята из интервью головы ГНИ Харьковской области Александра Бандурки, 2004 год).
Словно для того, чтобы сделать ситуацию еще более запутанной, а груз ограничений и ущемлений, который несет предприниматель, еще более нестерпимым, в Украине создано около двух десятков разнообразных инстанций, которые контролируют его деятельность. Кроме налоговой инспекции есть еще Пенсионный фонд, Госкомстат, санэпидемслужба, пожарные, экологическая служба, охрана труда и тому подобное... И всем им нужно оправдать свое существование, доказать свою необходимость и право на бюджетное финансирование и неформальные уплаты (то есть взятки). И вот создаются ими и под них сотни и тысячи законов и инструкций, ограничений и правил, дополнений и разъяснений к правилам, других искусственных административных преград... Работа кипит, десятки и сотни тысяч госслужащих важно занимаются государственным делом или имитируют его. А сотни тысяч предпринимателей и десятки миллионов налогоплательщиков, между прочим, обязаны их содержать за свой счет. А законы, правила и инструкции настолько запутаны, именно настолько не отвечают интересам человека и противоречат друг другу, насколько это необходимо для того, чтобы спровоцировать людей их не выполнять, а значит, искусственно сделать их правонарушителями. Вынуждены констатировать, что многие нормы экономического (и не только) права носят откровенно провокативный характер.
Таким путем, нарушая провокативные нормы, граждане оказываются на крючке зависимости от государственных чиновников, которые имеют монопольное право на применение или неприменение репрессивных санкций против формальных нарушителей закона. Благодаря появлению такой искусственно созданной социальной зависимости граждан от бюрократов последние получают возможность торговать своими услугами по защите предпринимателей от ответственности перед законом. Таким образом, возникает рынок теневых услуг государственных чиновников со своими расценками, таксами и товаром — властными ресурсами на государственной должности. Бюрократ получает возможность конвертировать властные полномочия в деньги и собственность. В этих условиях взятки являются не только нарушением закона, но и средством самозащиты человека от государственного произвола, а также следствием манипуляции государства в отношении гражданина. Государство провоцирует своих граждан на взятки. Притеснения чиновников побуждают предпринимателей их давать, а мизерная зарплата госслужащих побуждает их принимать. Ведь, если взять за основу официальные зарплаты, госслужащие — наиболее незащищенный, после пенсионеров и уборщиц, слой населения. Поэтому они заинтересованы в развитии теневой сферы, так как именно теневые платежи в этих условиях становятся их основным заработком. Чиновники заключают неформальную договоренность с тем, кто дает взятку, о лоббировании его материальных интересов или о защите от конфискационных проверок со стороны фискальных органов.
Еще одной иллюстрацией вреда искусственных административных преград, с помощью которых бюрократия реализует авторитарные попытки создать зависимость предпринимателей от себя, может быть положение дел на украинской таможне. В частности, крайне неблагоприятен режим пропуска через границу. В Украине, кроме таможенной декларации, действует около двадцати дополнительных документов для оформления грузов. Такого нет ни в одной стране. В результате этого транзитные товаропотоки обходят Украину, чтобы поскорее и без препятствий пройти таможенные формальности. По этой причине государство теряет ежегодно как минимум 600 млн. грн., а огромные транзитные возможности республики используются только на 50% (данные приведены в докладе Президента Кучмы, 2004 год). Таким образом, дешевая власть стоит обществу очень дорого. Так работает система коррупции и искусственных административных преград, которая, словно коррозия разъедает конструкции государственного здания, вынуждая нормальных людей терять достоинство и профессиональную честность.
НАЛОГОВЫЙ КАТОК
При всей утонченности нашей усложненной налоговой системы наиболее важные для экономического развития стимулы и механизмы остались в ней непредусмотренными. В частности, экономисты отмечают такие ее недостатки:
— нет льгот на долю прибыли, которая инвестируется в производство, то есть производство товаров и услуг фактически не поощряется;
— не предусмотрена льгота освобождения от налогообложения фирм, которые только начинают производственную деятельность (например, в Египте новообразованные компании полностью освобождают от налогов на 5 лет);
— отсутствует механизм стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— отсутствует механизм стимулирования малого бизнеса, применяемый в большинстве стран (например, сниженные ставки налога);
— существует возможность двойного налогообложения.
В то же время по росткам предпринимательства, по малому и среднему бизнесу сегодня продолжает ездить налоговый каток. Очень ярко степень налогового давления иллюстрирует тот факт, что размер минимальной денежной суммы, освобожденной от налогов, в Украине мизерный, один из самых низких в мире.
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА»
Отношение необлагаемого налогом минимума к ВВП на человека (ВВПЧ) также является одним из наименьших в мире — 0,1 (85$/850$). Такая пропорция была только в Мексике в 1998 г., где, однако, уровень ВВП на человека в несколько раз больше — $4000 (Мельник П.В., 2001). Эти цифры являются свидетельством сверхбольшого налогового давления на граждан. Низкий показатель отношения необлагаемого налогом минимума к ВВПЧ является показателем низкой экономической свободы и подавленного социального развития нашей страны.
Стране мешает развиваться очень низкий уровень экономической свободы государства. По уровню экономической свободы Украина занимает 107-е место в мире (по данным доклада «Экономическая свобода в мире в 2004 году», подготовленного исследовательским центром Cato Institute, «День», 24.07.2004). Для сравнения, Швейцария заняла 3-е место, США — 5-е, Германия — 22-е, Италия и Япония — 36-е, Китай — 90-е, Россия — 114-е. В странах с большой экономической свободой доходы на душу населения приблизительно в 10 раз выше (в среднем $26,1 тыс. на одного жителя страны, входящей в первую пятерку, и $2,8 тыс. на жителя страны из последней пятерки).
Экономически свободные страны в 2004 г. привлекли $11 тыс. инвестиций на одного работающего, экономически несвободные — $847. И это обусловлено тем, что продуктивность инвестиций в свободных странах в 70 раз выше, чем в несвободных (там же).
Таким образом, мы видим, что общественная свобода является не только моральным фактором, но и мощным фактором экономического развития, который у нас, мягко говоря, много лет недооценивался.
Кроме того, чтобы претендовать на европейские стандарты экономического процветания, крайне необходимо разорвать замкнутый круг взаимного обмана. Государство притеснениями и несправедливыми законами пытается обмануть своих граждан. А граждане пытаются эти законы не выполнять. Честность, прозрачность, даже евангельская простота в отношениях человека и государства единственные могут обеспечить восстановление доверия граждан, укрепить их уверенность в завтрашнем дне и вдохновить на свободный, высокоэффективный труд.
Подводя итоги, коснемся тех принципов и практических шагов, которые бы могли быть предприняты для развития общественного доверия и содействия экономической активности:
— целесообразно приведение нормативной базы экономической деятельности в соответствие с законными интересами граждан. Нормы должны не провоцировать к нарушениям, а стимулировать к выполнению, опираясь на естественные мотивы предпринимателей;
— необходимо радикальное уменьшение зависимости предпринимателя от чиновника, для чего должны быть устранены искусственные административные препоны экономической деятельности. В частности, наконец должна быть максимально упрощена процедура регистрации бизнеса по системе «в одно окошко». Она должна занимать не две-три недели, а два-три часа;
— с целью развития экономической свободы осуществить дерегуляцию бизнеса, которая бы привела, в частности, к уменьшению налогового давления, уменьшению государственного регулирования и вмешательства и так далее;
— с целью преодоления коррупции необходимо кардинально увеличить зарплату госслужащим, которая должна быть не ниже средней зарплаты работников частного сектора, например, высокопоставленных работников банковской сферы. С другой стороны, целесообразно введение строгого государственного и общественного контроля за их деятельностью. Расходы на высокую зарплату чиновникам обойдутся обществу намного дешевле, чем потери от коррупции, безответственности и теневой деятельности;
— необходима система гарантий сохранения собственности владельцам всех уровней;
— условием укрепления власти является ее надежность в отношениях с гражданами, предсказуемость и открытость к народным интересам. Действия власти должны вызывать доверие, а не сеять панику или возбуждать протест, как это бывает в последнее время.
(Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№229, (2004)Section
Панорама «Дня»