Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В поисках аристократов

Потомки древних дворянских фамилий готовы платить за портреты своих предков баснословные суммы
25 ноября, 00:00

— Вы графиня Тарновская?

— А собственно говоря, в чем дело?

— Ваши предки жили в Украине. Не хотите ли взглянуть на портрет своего прапрадедушки?

Глаза светской дамы округляются, лицо хмурится. Но молодой человек, ничуть не тушуясь, достает аккуратно завернутую в ткань картину и показывает ее графине: «Тут еще документы прилагаются!». Аристократка недоверчиво и брезгливо перелистывает предупредительно поданные визитером бумаги, затем переводит взгляд на портрет. Постепенно на ее лице появляется выражение глубочайшего изумления. Она пристально всматривается то в изображение, то в пояснительные документы и наконец спрашивает: «Откуда это у вас и кто вы такой?».

Незнакомец, однако, готов к любым вопросам: «Я — сотрудник художественно-исторического общества. Эту работу неизвестного художника мы нашли в антикварном салоне Харькова. Провели экспертизу. Оказалось, что это портрет середины XIX века графа В. И. Тарновского. Навели справки и узнали, что его потомки живут во Франции — и вот я у вас».

Далее разговор переходит в чисто деловое русло. В конце концов, визитер слышит сакраментальный вопрос: «Ну и сколько же вы хотите получить за этот портрет?».

«Я, конечно, извиняюсь за нескромность, но ваше материальное положение нам примерно известно. Так что не сочтите за наглость: сто тысяч долларов — достойная и реальная цена за картину. Подумайте. Когда что-то решите, можете связаться со мной по этому телефону».

Ровно через три дня в гостиничном номере нашего героя раздается звонок. Поверенный графини готов принести деньги и забрать портрет. Дело сделано. Пора лететь в Испанию — там барон фон Штимах объявился.

Этот энергичный и эрудированный молодой человек — не кто иной, как финансовый директор весьма преуспевающей московской фирмы. Ее деятельность не афишируется по одной простой причине — она занимается вывозом художественных ценностей за рубеж, что, естественно, законом запрещено.

Прибыльность антикварного бизнеса общеизвестна. Но никому до поры до времени не приходило в голову, что доходы можно увеличить в десятки раз, торгуя отнюдь не шедеврами, но, как считалось, самым неликвидным из антикварных продуктов — портретами лиц дворянского звания, которые тысячами пылятся в салонах по всей территории бывшей российской империи. Имена изображенных на портретах лиц, как правило, неизвестны. Однако как смекнули расторопные основатели фирмы, если постараться (нанять ученых, реставраторов), можно с высокой степенью точности идентифицировать примерно 4-5 тысяч родовых портретов знатных дворянских фамилий. Потомки как минимум половины из них избежали кровавого террора революции, бежав на Запад, где продолжают преспокойно существовать. Каждая пятая семья из этих двух тысяч весьма и весьма состоятельная, ну а каждую десятую можно считать по-настоящему богатой. Вот эти-то двести обеспеченных дворянских гнезд, как правило, очень щепетильные в отношении своей родословной и свято чтящие память предков, и принадлежат к потенциальным клиентам московской фирмы. Увы, эти потомки знатных родов в силу известных исторических причин не могут похвастаться наличием изрядного количества семейных реликвий. Удирая от большевиков, они меньше всего думали о спасении фамильных портретов. А склонные к ностальгии, готовы сегодня платить за них бешеные деньги. Эту прихоть и удовлетворяют сотрудники фирмы.

Пример с графиней Тарновской — не единичный. Летом 1998 года потомки Демидовых, живущие в Америке, приобрели за $ 75 тысяч портрет Варвары Демидовой (середина XIX века), найденный и купленный фирмой в Нижнем Новгороде всего за $ 250. А одна из ветвей известного московского рода Пашковых, обитающая в Голландии, приобрела прекрасно сохранившийся портрет Елены Пашковой (начало XIX века) аж за $ 180 тысяч (в Московском антикварном магазине он был найден всего за 1200 «зеленых»). Если говорить о деятельности этой фирмы в Украине, то совсем недавно (в сентябре этого года) во Францию, в семью Капнистов, отправился портрет Василия Капниста (1758—1823). Выручили «фирмачи» за него всего $ 37 тысяч, но никак, думаю, из-за этого не огорчились, ибо купили его в одном из харьковских антикварных салонов за $ 800.

Бизнес, о котором мы сегодня рассказали, абсолютно новый. По нашим сведениям, пока в Украине нет дилеров, специализирующихся на пополнении коллекций потомков дворянских родов фамильными реликвиями. А между тем старинных портретов в антикварных салонах — тьма-тьмущая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать