Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В юбилей — с руинами?..

06 июня, 00:00
При гетманах Ружинских Ружин был известен всей Украине как село, которое дало ей многих славных казацких вожаков. Князья Ружинские были и основателями Запорожской Сечи, и ее реформаторами, и ее гетманами... При председателе колхоза Билинском в Ружине и бригадном селе Городилец были построены школы, медпункты, магазины, мельница, пилорама, животноводческие фермы и тракторный стан, на котором радовали глаз цветники, а сам председатель ездил на совещания если не в Москву, то в Киев... О князьях-гетманах напоминают сегодня только руины барского имения, и то не известно, были ли его владельцы прямыми потомками славных казацких атаманов. Бывший председатель не хочет приезжать в Ружин, чтобы «не травмировать душу». Ружин постигла так же участь, что и тысячи других украинских сел, когда старики вымирают, а молодые не рожают. Поэтому накануне 500-летнего юбилея, который Ружин будет отмечать 21 сентября, в храмовый праздник, на Рождество Пресвятой Богородицы, здесь надеются только на сегодняшних волынских «гетманов», областную власть, — чтобы помогла вернуть давнюю славу этим плодородным землям и ее работящим людям.

Ночью прошел дождь, и тропинка еще мокрая и очень скользкая. Но ведет она в места, дышащие тысячелетним покоем... Огромные деревья со временем становятся еще выше, густая трава, сменившая раскисшую землю, имеет тот неповторимый цвет, который бывает только в такую, познемайскую, пору. Проходим так называемый молодой (потому что бывший колхозный) сад, за который в Ружине скоро могут разгореться споры. Как колхозное имущество он подлежит распаеванию. «А что делить, если на одну крестьянскую душу придется по ряду или полряда?» — рассуждает сельский председатель Григорий Римарчук, потому что вынашивает замысел забрать сад на баланс сельского совета.

Только что весь сельсоветский люд пережил большой праздник: пусть и в будний день, но пришел он и на ружинскую улицу! Только что Григорий Михайлович расписал молодую пару (свадьба и венчание — в воскресенье). Подобного события в селе не было почти два года. Вроде бы и молодежи хватает, но почему- то, вздыхает председатель, не женятся... За три года 39 — умерло, 12 — родилось.

— А ежегодно в нашем районе вымирает одно село...

Так за разговорами, что беспокоит людей в селах Ружинского сельсовета (больше всего то, что... нет замены СКВ, который при нынешней государственной политике также не может выжить; что низкие цены на молоко и мясо — за выкормленного бычка — кто такое слышал? — получали по 200 — 300 гривен), пришли к Туральке — живописной ружинской околице, на которой испоконвеку размещались барские имения. Развалины бывшего барского дворца, когда-то двухэтажного, среди старинного, несмотря на запущенность, необыкновенно красивого парка поражают монументальностью и надежностью, крепкими каменными стенами, кирпич с которых не смогли сдвинуть и привыкшие к работе руки местных хозяев. Ольга Сергеевна Поворозник вспоминает глубокий погреб под дворцом, в который ее, новоиспеченную учительницу, в 82-м водили школьники. А Надежда Михайловна Суржок, директор дома культуры, рассказывает о барских прудах, в некоторых из которых еще и теперь дно покрыто дубовыми досками... Ружинские господа всегда были, оказывается, передовыми хозяевами для своего времени, о чем свидетельствуют и осколки их большого хозяйства.

Не потому ли местные жители с интересом восприняли двухлетней давности визит в село... потомка ружинских господ аж из Аргентины. Походил он по Туральке, оценил перспективу, потом прошелся от хаты к хате, обещая людям, если выкупит, как задумал, местные земли, райскую жизнь...

***

В Ружине даже местная старожительница 90-летняя баба Леська не расскажет вам о происхождении названия села. Не сберегла история ни легенд, ни преданий, а аналогии со словами «ружа» (цветок) и «ружжа» (оружие) неубедительны.

— Ружин — потому что мы Ружинские, Ружинских, — говорят в селе, имея в виду славных предков-князей и их родительское гнездо.

Сведения о князях Ружинских есть в казацких летописях, и в исследованиях многих авторов: в «Истории запорожских казаков» Яворницкого, в энциклопедическом «Словаре городов и сел Волыни» Александра Цинкаловского, в труде нашего земляка — известного краеведа Григория Гуртового «Волынь — край казацкий»... Род князей Ружинских происходит из старинного волынского княжьего рода Роговичей (Роговицких — как называют их в селе). Известный украинский историк Наталья Яковенко в своем подробном исследовании украинской шляхты XIV — XVII веков приводит родословную схему, при которой три сына Ивана Михайловича Ружинского в различное время возглавляли крупные казацкие отряды, а два из них даже все запорожское войско! В частности, Михаил между 1579 — 1586 годами был атаманом войска запорожского и активно действовал в борьбе с крымскими татарами, которые шли за украинским ясиром. Знаменитая «История русов» рассказывает о боевом пути Евстафия Ружинского — в историю козаччины он вошел как реформатор, одним из первых начал обучать казаков военному делу. Сын Евстафия Богдан (гетман Богданко — так звали его и казаки, и враги) в октябре 1575 года осуществил смелый поход, описанный Яворницким, взял штурмом Каффу и освободил много пленных. После его походов Крым и Турция дрожали перед мощью и отвагой казацкого войска. «Еще одна яркая звездочка этого рода (пишет Григорий Гуртовый) — волынская княжна София Ружинская. Во главе военного отряда, насчитывающего 6 тысяч человек пехоты и конницы, она осадила замок ненавистных ей князей Корецких в городе Черемош и захватила его. Чем не казацкая душа?»

В Ружине был и свой летописец — Павел Иванович Савенюк, который, к сожалению, уже ушел из жизни. На его материалах подготовлен альбом, но значительная часть его записей словно канула в Лету... Все же к 500-летнему юбилею сельский председатель лелеет мечту — издать книгу об истории Ружина, которую обещали профинансировать успешные предприниматели-земляки. Лелеет и большую мечту — «под юбилей» отремонтировать дороги, которые ему стыдно и показывать гостям, и закончить газификацию села.

Княжеские же потомки давно забыли о ратной славе. Даже во времена, когда вся, казалось, Волынь снялась с места и ездила в шоп-туры и на заработки в соседнюю Польшу (а потом освоила Италию, Испанию и Португалию), ни один (!) житель Ружина не бросил работу на земле, не стал «челноком». По три гектара имеют в возделывании люди, держат скотину — еще недавно работали на поле-огороде даже по воскресеньям, и только открытие церкви в адаптированном помещении (Божий храм сгорел в войну) немного приостановило этот массовый крестьянский энтузиазм...

Ружин, если анализировать населенные пункты сельсовета, самый, выходит, «приземленный». Потому что соседний с ним Городилец очень поднялся за счет близости к Ковелю. «При той власти» строились в городе крупные предприятия, а «расслабиться» работяги ездили в ближайшее село — Городилец, которое быстро смекнуло что к чему и скоро получило на Волыни славу «самогонной столицы». У людей на сберегательных книжках пропало по 50 — 100 тысяч советских рублей, которые «накапали» на них из самогонных аппаратов. Теперь Городилец также в выигрышном положении, потому что — на трассе, потому что строят в нем современные дворцы таможенники и другие успешные на сегодняшний день лица... С ружинским сельским председателем некоторые бизнесмены уже делились планами: построить в Городильце санаторий — рядом прекрасный лес и речка...

— А вот третье наше село, Клевецк, — это наша боль, — говорит с горечью Григорий Михайлович. — В школу из него ходят пятеро детей, работающих — человек 10 — 15, а полсотни — пенсионеры...

И в самом Ружине — почти в центре села — видели мы жуткую картину — подряд с десяток покинутых, никому не нужных домов...

— Так, может, скоро сельсоветовская «столица» переедет в Городилец? — шутим с Римарчуком, но он шутку (таковы реалии!) воспринимает серьезно.

— Скорее нас, если будет- таки проведена административная реформа, подберет Ковель... Ковельчане должны оценить возможности, которые дает близость села (15 километров). Кстати, именно в Ружине «при Польше» ковельские евреи имели дачи... Чудесная природа, хорошее сообщение: добились, что маршрутное такси в день теперь делает в город девять рейсов. А самый главный козырь — плодородные ружинские земли!

***

Несколько лет назад, после «Октябрьской», Иван Аврамович Билинский заехал в Ружин специально, чтобы, если удастся, попросить немного яблок из сада, который сам же и сажал. Возле хаты в Городильце растет только одна яблонька- «спасовочка», названная так, потому что плоды созревают, когда в селе «праздник».

— А в саду... трактором трясут деревья, чтобы яблоки упали! Не хочу тех яблок — и не хочу видеть такие беспорядки... Такая же пасека была при мне, на 150 ульев! Бывало, рассержусь на работе, зайду в сад, где господа ходили, потом уже и свой, колхозный, подрос — сердце на место станет! А года четыре назад захотел пройти к барскому саду — все позарастало, плодородная ведь земля — и такие сорняки теперь...

Председательствуя в Ружине, Билинский построил дом в Городильце. «Начальство» сказало: вечно председателем не будешь, а в Ружин же тогда и автобус не ходил... Однако это село ему так же дорого, как и родные Тупали. С душевным теплом вспоминает ружинцев, которые отличались особым трудолюбием (сельский председатель Григорий Римарчук «в тему» прибавляет, что нынешняя молодежь и за десятку в день не хочет идти работать...). Отличались они и особой моралью.

— За пасекой ухаживали два, как я говорю, еще «польских» хозяева... Они не имели понятия: украсть... Качаем мед, я два-три килограмма женщинам на гумне выдам, потому что тяжело работают. А мед еще не учтенный! Так пасечники со мной потом долго не здороваются, сердятся. У них было понятие: взвесил — отдай, кому считаешь нужным, а до того — не тронь. За зиму десять ульев сделают, не сидят без работы. Мои же преемники пасеку уничтожили... Было два пруда в колхозе. В первый год выловили более 50 центнеров рыбы, в следующие — по полторы-две тонны... Я пошел — все запустили, рыбу выловили, а пруды до сих пор не ремонтировали. В Ружине после меня построили только два животноводческих помещения — это с 1970 года! Я, став председателем в 58-м, пять лет бился, потому что не было ничего: ни скота, ни помещений, все до ручки доведено. Какой у нас был тракторный стан — на дворе цветочки цвели... Какой дом механизатора — на него кирпич по всей Волынской области собирал! Другие председатели говорили: Иван, строй себе сначала дом, а я в конторе старой, на диване, ночью спал... Но у меня в роду никто так не болел, как я! — показывает Аврамович на бутылочки с лекарствами, расставленные в каждой комнате... А ему робота через сердце проходила.

Будучи руководителем жестким и человеком бескомпромиссным (для него нет, как говорят, всегда хороших, основное — будь хоть сто раз высоким начальником! — правда), Билинский, когда по состоянию здоровья сменил работу — пошел в колхозный лес лесником, нажил в нем больше всего врагов.. «Рубили все! Не было с чего дышло сделать...». А он посадил лес, в котором теперь уже грибы собирают...

А сам всю жизнь собирает книги. Довел их количество почти до трех тысяч (!). Книги в доме везде — по всем шкафам и на всех полках, в комнатах и коридорах. И везде на них выставлены фотоснимки родных. Такому богатству литературы может и сегодня позавидовать солидная библиотека, потому что собирал, думая о детях и внуках. Книги давал читать всем желающим: лишь бы аккуратно...

***

Возможно, по примеру Ивана Аврамовича Билинского или, если идти далее в глубь истории, по примеру князей Ружинских сельский председатель Григорий Римарчук сажает на пустыре лес: пять рядочков сосны, ряд берез, ряд красного дуба... Думает, как бы использовать юбилей, чтобы не только увековечить память славных казацких вожаков памятным знаком, музеем или «вылизанной» даже снаружи школой. Думает, как использовать юбилей, чтобы о селе (кстати, редкий факт — в Ружине нет ни одного бара...) вспомнили «в верхах» и помогли ему возродиться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать