Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Валентин СИМОНЕНКО: «Эверест в этом году абсолютно черный»

16 апреля, 00:00

Национальная программа «Флаги Украины на высших точках мира», принятая несколько лет назад Федерацией альпинизма Украины, постепенно приобретает реальные очертания. В начале марта на один из самых знаменитых пиков планеты — Эверест — отправилась первая экспедиция в истории нашего молодого государства. В составе команды — 13 человек. Начальный этап пути вместе со своими единомышленниками прошел и альпинист с многолетним стажем, председатель Счетной палаты Украины Валентин Симоненко. Служебные дела заставили его вернуться домой с полпути. Но зато со свежими впечатлениями... Корреспондент «Дня» встретился с Валентином Константиновичем.

БУЙНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЦАРСТВО ПЫЛИ

— Легко ли добраться до Эвереста?

— Путь у нас получился на первом этапе достаточно запутанным и очень интересным. Сначала поезд Киев — Одесса. Из Одессы мы перелетели в Дубаи (столица ОАЭ) на самолете «Украинских авиалиний» Ту-154. Из Дубаи на автобусе переехали в Абу-Даби. Дальше на самолете перелетели через Персидский залив и очутились в Дохе. Из Дохи опять же самолетом летели четыре с половиной часа в Катманду, и в общей сложности дорога из Киева в Катманду заняла 27(!) часов. Естественно, ребятам понадобился небольшой отдых. Пару дней мы провели в Катманду, купили инвентарь и выехали в Китай. Ехали с северной стороны, через Тибет.

— Как решались вопросы акклиматизации?

— Катманду находится на высоте 1300 метров над уровнем моря, а наш базовый лагерь находился на высоте 5150 метров. Поэтому нам надо было, с одной стороны, как можно быстрее, с другой — как можно разумнее «набрать» 3800 метров высоты. И с таким расчетом, чтобы не сделать декомпрессию (нехватку воздуха. — К.С.) нашим восходителям. Потому что, несмотря на все акклиматизационные сборы, от Эльбруса до Эвереста прошло уже три недели, а за это время практически вся «остаточная» акклиматизация уходит. Поэтому нужно было очень осторожно подниматься. Но, несмотря на нервные перегрузки, все разрешилось благополучно. И мы, потратив ровно два дня на свертывание 1350 кг груза на машине, сами сели в автобус и переехали в живописнейшее местечко Джамбо. Оно находится на высоте 2300 метров. Получилось, что за один день мы «прошли» вверх ни много ни мало 1300 метров. Джамбо — это уже территория Китая. Как оказалось, это была одна из немногих дорог, соединяющая Китай с китайским Тайбеем. Здесь уже была заметна буйная растительность юга. Много воды, растет бамбук.

Более того, это был лишь маленький островок зеленого рая. На следующий день мы выехали дальше, в направлении Эвереста, и уже через два часа от этой растительности не осталось и следа. Начиналось царство Тибета. Тибет — это сплошная пыль. Кроме сланца и других каменных пород — ничего нет. Все выветрилось. И поразительно устойчивый ветер, насыщенный пылью этих самых каменных пород. Пейзаж абсолютно серый, вокруг все монотонно. Наши ребята жили под впечатлением красок Рериха. Где же эти краски? Их нет. К тому же начинает «давить» высота. За следующий день мы «набрали» высоту 3750 метров и приехали в город Новолак. Кроме того, мы переехали по дороге два перевала по 5000 метров высотой каждый.

КИТАЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ БДЯТ

Здесь мы уже пересели на джипы. Я очень благодарен послу Китая в Украине, который предоставил нам транспорт. Водители к тому же были местные — тибетцы. С одной стороны, это было очень хорошо. Они отлично знают местность. Но тут же возникла другая проблема. Тибетский язык — абсолютно не похож на китайский. Английский они, как оказалось, не понимали вообще.

Случился там и забавный эпизод. Мы купили англоязычную книжку «Тибет», где на карте эта местность была четко отделена от остальной территории КНР. Естественно, офицеры связи китайской армии, находившиеся с нами «на всякий случай», тут же эту крамолу изъяли.

На следующий день мы переехали в город Тэнгри, и здесь уже открылся вид на Эверест. Этот городок расположен на высоте 4342 метра. Опять же «набрали» практически километр. Величественная гора абсолютно отличалась от всех остальных горных массивов.

Здесь мы переночевали и уже на следующий день, все «при головной боли», начали подниматься в базовый лагерь на Эверест — 5150 метров. Дорога заняла ровно 10 часов езды.

— Что собой представляет базовый лагерь?

— Это береговая сторона ледника Ронгбук, достаточно ровная — с левой стороны замерзшее озеро, с правой стороны замерзший поток. Температура воздуха днем приблизительно 5—1 тепла, ночью — 10— 15 мороза. Каждые полчаса порывы ветра такие, что любая прочно закрепленная палатка просто лопается и разрывается на куски. Кстати, каждая такая палатка стоит около 400 долларов.

На следующий день мы начали обустраивать свой лагерь и обнаружили, что вместе с нами в этом же районе находится базовый лагерь американской и английской экспедиций. Потом к нам присоединились бельгийцы и грузины. Всего пять групп.

— Чем вы отличались от других групп?

— Прежде всего у нас была чисто спортивная экспедиция. В составе было 9 восходителей, врач, тренер, руководитель и повар — 13 человек. У наших иностранных коллег были экспедиции коммерческие. К каждому «любителю» был приставлен инструктор. Стоило это «удовольствие» каждому участнику порядка 5—7 тысяч долларов. Кроме того, нас отличала и другая особенность «профи» — безкислородное восхождение. У нас было лишь 20 баллонов и 6 масок для чисто медицинских целей.

Весь путь, о котором мы говорили, наша экспедиция проделала за четыре дня с тремя ночевками. Действовали в жестких условиях чисто спортивного восхождения, что с одной (чисто физической) стороны — было плохо, а с другой — не давало «расплыться».

И БАНЬКУ ПОСТРОИЛИ

Построили гигантскую ступу, на которой подняли флаги Китая и Украины. На третий день, когда разорвало две палатки, мы поставили баню собственной конструкции Одесского припортового завода. Сейчас ребята туда уже продают билеты для иностранцев — по 5 долларов. Вода в бане греется на примусах.

— Что привлекало больше всего внимания вокруг?

— Естественно, все взгляды были прикованы к Эвересту. Поразил цвет горы — абсолютно черный. Зима была бесснежная. На вопрос, хорошо это или плохо, к сожалению, пока никто ответить не может. Ясно только одно. Я поднимался практически до высоты 6000 метров — снега нет. Как потом выяснилось, когда выходили на северное «седло», прибавилось трудностей. Снег — не лед, который полностью покрыл эту часть горы. Триста метров пути пришлось рубить ступеньки, чтобы сделать себе дорогу. Может и во второй части экспедиции будет гораздо сложнее, чем это было бы со снегом. Потому что скалы обнажились, придется лезть.

— Какой временной промежуток восхождения?

— Вся экспедиция рассчитана на 45 дней. Первый этап — это базовый лагерь на высоте 5150 метров. Верхний лагерь — 7200 метров. В этом отрезке находятся три промежуточных лагеря, в которых мы накапливаем грузы. В третьем промежуточном лагере со временем мы должны были собрать все грузы. Это было сделано достаточно оперативно. Команда справилась с работой за семь дней. После выполнения этого этапа промежуточных работ ребята спустились вниз, где им предстоял трехдневный отдых.

— Что последует далее?

— Два выхода. Первый — подъем на высоту 7800 метров, второй — на 8300. Фактически, это уже третий выход (после 7200 метров). После этого наступит кульминация. Ребята на вершину пойдут группами. Мы их разбили на три тройки. Тут нам пришлось немного поломать традицию группового восхождения.

— Какие составы этих троек?

— В первую — «забойную» — мы поставили, естественно, самых опытных — Сергея Ковалева (руководитель группы), Игоря Свергуна и Василия Копытко. Вторая тройка была в таком составе — Вадим Леонтьев (руководитель группы), Владимир Горбач и Роман Коваль. Третья группа состояла из руководителя Владислава Терзеула, Сергея Бершова и Николая Горюнова.

Одновременно Бершова назначили координатором по учету всей проделанной работы в ходе экспедиции. Это подсчет груза, занесенного спортсменом на определенную высоту, сама высота, количество времени, проведенного на ней.

— Роль «человеческого фактора» при распределении троек была первостепенной?

— Безусловно. После того как ребята поднялись на высоту 7200 метров (последний базовый лагерь), мы лишний раз убедились в том, что тройки выбрали абсолютно удачно. Было очень много сложной технической работы, и сочетание в группах оказалось поразительно эффективным.

А команда у нас, в принципе, и так очень дружная. Постоянно вместе, и, не успев покорить Эверест, уже обсуждали вовсю планы на осень и на будущий год. Именно во время обсуждения этих планов и родилась новая идея. После обязательного покорения Эвереста (все ребята уверены в успехе экспедиции) мы будем штурмовать вершину, на которой погиб Николай Башкиров. Так называемый 15-й «восьмитысячник». Его высота — 8142 метра.

ВСЯ «НАЛИЧКА» — У ОДНОГО...

— Валентин Константинович, были ли у вас экстремальные ситуации?

— Скорее забавные. Был очень интересный случай в аэропорту Катманду. У одного из наших членов экипажа оказалась абсолютно одинаковая куртка с англичанином. Более того, в аэропорту они вместе уснули. Первым проснулся англичанин и спокойно надел куртку нашего спортсмена. Наш, в свою очередь, когда проснулся заметно занервничал. Все было бы ничего, да вот в кармане куртки украинского восходителя лежали все наличные деньги экспедиции. Такая вот «мелочь».

— И как потом разрешился этот вопрос?

— Слава Богу, все обошлось. Англичанин вовремя увидел «сюрприз» в своей новой куртке и, естественно, вернул ее. А что касается экстремальных ситуаций, они, конечно же, бывают на любой высоте. Но, мое личное убеждение, до отметки 5000 метров у профессионала-восходителя неразрешимых проблем с такими ситуациями быть вообще не должно. А ведь у нас все профессионалы высочайшего класса.

Надеюсь, что и в дальнейшем особых проблем не будет. Хотя повторюсь, трасса трудная, а из-за отсутствия снега еще и непредсказуемая. Поэтому хочу пожелать ребятам, как говорится «ни пуха ни пера». Верю, что в процессе прохождения трассы у них все будет нормально.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать