Валентина СТРИЛЬКО:
«Поддержка одаренной мо лодежи до лжна стать приоритетом образования в Украине»— Работали ли вы в отрасли образования до создания фонда?
— Наш фонд возник не случайно, и в первую очередь это была инициатива моя и моих друзей. У меня есть педагогический стаж 25 лет, в Гнидынской средней школе преодолела путь от пионервожатой до директора, почти 15 лет возглавляла эту школу. В свое время школа стала первой в Украине, опубликовавшей концепцию нового образования (это был 1989 год). Мы первыми положили начало урокам народоведения, которое потом трансформировалось в науку. И были первыми в Украине, кто отказался от старых учебников и начал работать по новым.
— Но новые учебники никто не спешил издавать. Или это были учебники вашего собственного производства?
— Да, наши учителя на каждого ребенка рисовали букварь Дмитрия Чередниченко, который назывался «Материнка». И поскольку не успевали нарисовать полностью, раздавали детям на две недели по несколько листов, а пока они изучали этот материал, рисовали новые страницы, и все повторялось. Такая же ситуация была с читанками для начальных классов. И это был 1989 год, когда о независимости Украины не все еще смело говорили вслух. Тогда еще запрещалось употреблять имена таких наших деятелей, как Иван Мазепа, Степан Бандера, Симон Петлюра. В наших читанках они были национальными героями. Впоследствии мы поставили вопрос о выходе этих книжек большим тиражом для всех украинских школ. Они были напечатаны. Кроме того, мы предложили ввести такой предмет, как этика в начальных классах, и для этого написали учебник по этике для начальных классов, получивший название «Андрійкова книга».
— Этот предмет обязателен для изучения в школах?
— Он входит в школьный компонент, и школы по желанию включают его в учебный план.
Наша школа была первой в Украине, отказавшейся от монополии пионерской организации, причем мы не отрицали ее право на существование. В 1985 году открыли Академию народных искусств со многими филиалами-направлениями. Почетными членами нашей Академии были такие известные люди, как Дмитрий Чередниченко, Нина Матвиенко, Дмитрий Павлычко, Петр Осадчук, Василий Перевальский и другие. Именно поддержка таких людей дала возможность развить нашу деятельность. Сейчас такие малые академии искусств есть во многих школах Украины. Сегодня фонд всячески поддерживает это направление работы. А талантливых детей много: так, с большим успехом прошла выставка работ Ярославы Шекеры в Киеве и Будапеште.
Позже, после моей публикации в прессе, в которой я выступила с призывом поддержать движение, в нашу школу пошли люди изо всей Украины. Потом Малая академия народных искусств получила имя Чубинского. Мы отыскали его могилу и поставили ему памятник.
— Когда «родился» ваш фонд? И что ставилось в качестве приоритетных задач?
— Это произошло 5 августа 1994 года. Кстати, что символично — в день вступления на гетманский престол Ивана Мазепы, о чем я узнала впоследствии. Мы ставили нашими основными уставными задачами поддержку образования в Украине и за ее пределами, особенно это касалось восточной диаспоры. Мы были первыми, кто ставил себе такие задачи. Другие фонды также создавались, но они работали по большей части на региональном уровне. К тому же, наш фонд был первым в Украине, принявшим имя Ярослава Мудрого. В 1994 году не было ни знака отличия Президента, ни Харьковской юридической академии имени Ярослава Мудрого. Название появилось как-то закономерно, ведь мы с друзьями были организаторами первой Всеукраинской конференции о деятельности Ярослава Мудрого как выдающегося государственного деятеля. Ее участники обратились в Кабинет Министров с просьбой сделать Вышгород национальным заповедником и построить в Киеве памятник князю Ярославу. Думаю, что именно наше обращение легло в основу того, что памятник позже все же был построен, и сооружение его мы частично спонсировали.
— А как складывалась дальнейшая работа вашего фонда, особенно в регионах?
— Ячейки создавать было достаточно легко, сегодня они есть во всех областях Украины. Нам не нужна была широкая пропаганда, потому что нас поддержали люди, прошедшие в свое время через Гнидынскую школу и изучавшие ее опыт.
— Какой была первая акция фонда?
— Это было открытие памятника Ивану Мазепе в Белоцерковском районе, в селе Мазепинцы. К сожалению, я не успела сделать это, занимая должность заместителя главы администрации Киевской области. Мы провели большую работу, так как к тому времени запрещалось писать и говорить, что Мазепинцы — родовое имение Ивана Мазепы. После открытия памятника начало возрождаться и село — до того там даже школы не было.
— Пользовались ли вы помощью иностранных организаций?
— Сразу скажу, что ни копейки денег у диаспоры мы не взяли, потому что стыдно было брать, зная о многочисленных злоупотреблениях заграничной помощью в гуманитарной сфере. Да, нам бывало очень сложно, иногда я даже и не думала, что мы удержимся.
— А как идут дела сейчас?
— Теперь у нас уже есть постоянный штат работников, мы систематически проводим благотворительные акции. По программе фонда сейчас выходит в эфир телевизионная передача «Урок для учителя», пропагандирующая опыт работы школ Украины. Ведь практически не издаются методички и пособия для учителей, не говоря уже об учебниках.
— Есть ли совершенно новые и приоритетные направления работы фонда? — Одной из новейших программ фонда является расширенная программа стипендиатов. Например, выплаты ежемесячных стипендий детям-сиротам, учащимся в высших учебных заведениях. Также мы поддерживаем талантливых детей, учащихся в средних учебных заведениях, награждаем победителей олимпиад. Этим самым, я считаю, мы стимулируем творческий поиск молодежи. В этом направлении работает наша программа «Кадры», направленная на поддержку одаренных детей. Есть программа «Украинская школа XXI века», поддерживающая развитие украинских школ, содействующая расширению сети украиноязычных образовательных заведений в Украине и за ее пределами. Коллективными членами нашего фонда являются более 1000 школ, которые работают по новым методикам и новым педагогическим технологиям. Определяющим положением программы является ориентация поддерживаемых фондом школ на формирование в своих воспитанниках активной гражданской позиции. Здесь необходимо отметить, что в каждой области мы имеем базовые школы, через которые совместно с педагогическими коллективами, общественностью, органами государственной власти утверждаются и распространяются основы нового образования в Украине.
Недавно мы проводили акцию передачи школьным библиотекам книг, собранных нами по издательствам. Конечно, мы не можем обеспечить все школы необходимой литературой, но в условиях, когда до школ практически «не доходят руки» государства, эта «капля» тоже существенна. По этой программе школы получили около 100 тысяч книжек. Мы также обеспечиваем детей одеждой, школьной формой и подарками к праздникам. Только недавно завершилась программа «Директор школы», во время которой предоставляли лично директорам школ необходимую для работы литературу. Особенно благодарны они были за новый, ярко изданный «Украинский энциклопедический словарь», содержащий много информации и иллюстраций и, по мнению учителей, очень необходимый им. Конечно, директора школ на свою заработную оплату не могут купить такую литературу. Поддерживает наш фонд и высшее образование. Мы сотрудничаем с ведущими вузами страны: издаем литературу, укрепляем материально-техническую базу вузов, проводим научные конференции и другие мероприятия.
— Скажите, а ваш фонд занимается поддержкой частного образования?
— Да, среди членов нашего фонда есть частные школы. Особое внимание мы уделяем открытию частных начальных школ, потому что есть проблема перегрузки начальных классов.
— Когда вам было легче работать, в начале работы фонда или теперь?
— Сложно было первые два дня: меня освободили от должности заместителя председателя Киевской обладминистрации, не позволили вернуться на предыдущее место работы и не обеспечили равнозначной должностью, как того требует закон. Но я сумела быстро организовать единомышленников вокруг идеи фонда. Работать же всегда нелегко, а особенно работать творчески. Сейчас у нас есть свое предприятие и нет таких финансовых проблем, как было вначале, и есть возможность расширять деятельность фонда.
— Занимается ли фонд деятельностью, не связанной напрямую с образованием? К примеру, сейчас очень сложная ситуация с украинской книжкой...
— У нас есть издательская программа, направленная на обеспечение школ и высших учебных заведений учебной, методической и художественной литературой Мы впервые издали на украинском языке учебник «Адміністративна діяльність органів внутрішніх справ» для академии МВД. Был издано также при нашей поддержке учебник «Українська мова для іноземних студентів». Наш фонд помог в издании книги «Українське питання», дающей фактический материал об украинском национальном движении в прошлом и настоящем и выполняющей роль своеобразного пособия по украиноведению. Мы издали учебник «Загальна психологія» на украинском языке. Кроме того, у нас есть программа «Украина сквозь тысячелетие», пропагандирующая лучшие творческие традиции Украины, приобщающая молодежь к духовной сокровищнице нашего народа. Мы считаем это важнейшей составляющей воспитания граждан Украины. Во многих регионах Украины действуют наши творческие школы, малые академии народных искусств, кружки народного творчества, проводятся фольклорные и этнографические экспедиции. Пропагандируем мы украинскую культуру и за пределами Украины. Так, в рамках программы «София Киевская», связанной с фигурой князя Ярослава Мудрого, мы проводили акцию, на которую были приглашены послы всех стран, с которыми имел дипломатические и династические отношения Ярослав Мудрый. Им были вручены верительные грамоты о взаимоотношениях наших государств... Самое главное, приятнее всего было увидеть, что, несмотря на все неурядицы, благотворители есть, и они готовы финансировать разумные программы. Так, при подготовке вручения верительных грамот в Софии Киевской я случайно увидела логотип банка «АЖИО» со сребреником Ярослава Мудрого. Наш фонд обратился в этот банк с предложением поддержать акцию встречи с послами раз лич ных государств в Софии Киевской, и они проспонсировали наше мероприятие.
Помогаем мы и украинским посольствам в других странах: издаем и высылаем им различную литературу для распространения и популяризации нашей культуры за рубежом.
— Вы так много работаете с людьми, а есть ли обратная связь с фондом?
— Конечно. Ежедневно к нам приходят письма из школ, просто от учителей и от людей с просьбами о помощи или же просто с добрыми словами благодарности, и это очень приятно. Вот некоторые примеры: совсем недавно пришло письмо из Запорожской области с благодарностью за помощь, предоставленную нами школе и детям из малообеспеченных семей. Из городов Гуляйполе и Боярки от школы и военного лицея пришло письмо с благодарностью за книжки. Очень растрогало меня письмо директора Новоалександрийской общеобразовательный школы Раисы Рудченко. Она пишет, что очень признательна нам за ту работу, которую мы делаем, а особенно за энциклопедический словарь, потому что на свои деньги это издание приобрести невозможно. Такие письма поддерживают нас, помогают в работе и обязывают, несмотря на трудности, идти вперед.
Выпуск газеты №:
№97, (2000)Section
Панорама «Дня»