Перейти к основному содержанию

Василь Стус: вне пространства духа

17 января, 19:04

Вчера на могилу Василя Стуса на Байковом кладбище в Киеве положили венок из живых цветов директор Института литературы им. Т. Шевченко НАН Украины Николай Жулинский, литературоведы Михайлина Коцюбинская и Виталий Дончик, сын Дмитрий Стус. Еще был букет от «Дня». 6 января поэту исполнилось бы 70 лет. «Эти цветы — от Института литературы, где Василь Стус учился неполных два года в аспирантуре, — говорит Николай Григорьевич. — В 1965-м, после премьеры фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина», где Василь Стус вместе с Иваном Дзюбой призывали зал встать в знак протеста против арестов украинской интеллигенции, его исключили из аспирантуры под иезуитским предлогом «нарушения норм поведения советского аспиранта»... Сына поэта мы пригласили учиться, еще когда он был студентом Киевского университета. Общими усилиями — Дмитрия и института — мы, по сути, «освободили» из КГБ все, что сохранилось из конфискованного у Стуса, когда он был в концлагере. На основании этого Дмитрий и Михайлина Коцюбинская подготовили наиболее полное на то время издание произведений поэта — 6 томов в 9 книгах. Это уникальная работа! Теперь издаем 12-томное издание. Первый уже вышел».

Кстати, по инициативе газеты «День» и Института литературы 14 января в Национальном университете «Острожская академия» начались Дни памяти Василя Стуса. Запланировано провести: выставку произведений поэта в научной библиотеке Острожской академии; конкурс на лучшую публикацию в СМИ и веб-сайт, посвященные Стусу; представление I тома научного издания его произведений; презентация диска с записью актерских чтений произведений Василя Стуса для бесплатной передачи учебным заведениям страны; литературный вечер «Як добре те, що смерті не боюся...»

«У меня здесь, на могиле Василя, в воображении всплывают воспоминания о перезахоронении Василя Стуса, — вспоминает литературовед Михайлина Коцюбинская. — Тогда чувство боли и грусти соединялось с предчувствием новой эпохи. Потому что когда мы от площади Богдана Хмельницкого в Киеве проехали мимо КГБ, там в окнах стояли люди и смотрели. Это уже было что- то невероятное! В своем последнем письме, которое, кстати, я получила уже после смерти Василя Стуса, он писал: «Не відчувай моєї неприсутності. Згармоніюй якось віддаване і набуване. Прекрасна, як на мене, гімнастика духу». И я действительно не чувствую его неприсутствия: когда писала свою книгу воспоминаний или просто вспоминала, или каждый год на Рождество приходила к нему на могилу... Слава Богу, что он есть. Я очень часто цитирую Шевченко «... я не одинокий, є з ким в світі жить». Чем старше становлюсь, тем меньше внешних впечатлений. Но благодарна судьбе за всех тех уникальных людей, что и мне послала. Хорошо, что они были в моей жизни. И что они есть. Пока они будут, мы не погрязнем в прагматизме, бездуховности, аморальности... Единственное противоядие — держаться вместе и, как писал Василь, «згармоніювати набуване і віддаване».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать