Перейти к основному содержанию

Великий консультант

07 апреля, 00:00

Сегодня Евгений Примаков впервые приезжает в Украину в новом качестве — главы правительства России.

…Притворно бодрым шагом с трапа правительственного самолета сходит пожилой человек в очках, прищуренным взглядом смотрит на встречающих, ухмыляется немного номенклатурной, всепонимающей усмешкой… Евгений Примаков, премьер-министр России, и на сегодняшний день, по всей вероятности, самый влиятельный политик своего государства — гость своего родного города. Хотя он фактически никогда не жил в Киеве, а провел детские годы в Грузии — оттуда и отправился покорять Москву, тем не менее факт рождения Примакова именно в украинской столице является тем более интересным, что сейчас проходит первый его визит в Киев как политика самостоятельного, политика, способного определять будущее российско-украинских отношений, политика, к которому уже присматриваются как к одному из возможных преемников президента Бориса Ельцина. Из опыта прошлых переговоров с Примаковым украинские руководители знают, насколько это сложный и жесткий человек, как твердо шагает российский премьер к своей цели, не очень считаясь с тем, как ее достичь. Отступает — не перед логикой, не перед компромиссными предложениями, не перед политическими расчетами: разведчик в штатском признает только силу, которую он неспособен преодолеть.

Западные партнеры Примакова прекрасно поняли это еще в период его пребывания на должности министра иностранных дел России. Примаков был, кажется, почти уверен, что руководит внешнеполитическим ведомством Советского Союза, рьяно боролся с расширением НАТО, демонстративно и оскорбительно не обращал внимание на желания центральноевропейцев… В конце концов ему дали разве что возможность сохранить лицо: расширение НАТО состоялось вопреки энергичным протестам Москвы, а с Россией был подписан акт, оказавшийся — теперь это уже очевидно — пустой декларацией. Разъяренный Примаков даже не поехал на Мадридский саммит НАТО, хотя там его не очень и ждали…

Что-то подобное произошло и сейчас, когда Россия оказалась неспособна уговорить югославского президента Слободана Милошевича пойти на компромисс с НАТО. Какие бы гневные слова не произносил российский премьер — сам ли, или готовя точку зрения президента или министра иностранных дел своей страны, — НАТО просто не обратило на них внимания. Более того, когда Примаков потерпел личное поражение на переговорах с Милошевичем и решил выдать упрямство своего белградского собеседника за готовность к компромиссу, федеральный канцлер Германии Герхард Шредер в присутствии российского коллеги назвал вещи своими именами. Примакову ничего не оставалось, как продолжать свои обвинения в адрес НАТО…

Эти два эпизода являются очень выразительными для всей политической карьеры Примакова. Он выглядит человеком, который никогда не ошибается, компромисс с которым и заключается в том, чтобы принять именно его точку зрения. Это дипломатия старой советской школы, представители которой годами жили в комфорте международных конференций по разоружению, не спеша променять результат — и комфорт Женевы — на спецраспределители социалистической Москвы. Примаков, правда, занимался несколько иным делом, однако он — плоть от плоти этого слоя удачливых интеллектуалов, которым даже почти еврейское — Боже праведный! — происхождение не мешало сделать успешную карьеру в привилегированных академических институтах и даже в партийном аппарате (правда, только консультантами, но потом пришло и время консультантов — перестройка!).

Единственная серьезная проблема этого стиля — у России сейчас катастрофически не хватает времени ждать, пока ее премьер — и возглавляемый им кабинет «красных пенсионеров» — соберется с мыслями и решит, что же все-таки делать с умирающей российской экономикой. Боязнь принять окончательное решение, взять на себя ответственность и пойти на непопулярные меры — тоже очевидные признаки «консультационного» стиля. Поэтому вся энергия Примакова после его назначения премьером пошла на осторожное — нужно знать президента Ельцина! — накопление властных полномочий, поиск гарантий неприкосновенности с помощью маргиналов из левых фракций Государственной думы, интриги против влиятельных фаворитов — чего стоит одна история с Березовским. При Примакове Россия понемногу превращается в страну государственного капитализма, однако уже без «олигархов», а в условиях полного контроля над ситуацией всевластного и непобедимого чиновничества. Чиновничество, к тому же, начинает побаиваться властной верхушки, способной лишить теплого места кого угодно при помощи выборочной борьбы с коррупцией. Общество, почти лишенное и независимых, и «олигархических» средств массовой информации, практически не способно сопротивляться этим процессам. Счастливый и несчастный будет тот, кто в конце концов возглавит эту пирамиду. Счастливый — благодаря объемам власти. Несчастный — благодаря неработоспособности этой пирамиды, ее политической и экономической неэффективности.

Кстати, нет никаких гарантий, что возглавит пирамиду Евгений Максимович. Предчувствие возможного краха системы пугает многих представителей элиты — и, в первую очередь, президента. Слишком настойчивая поддержка правительства сторонниками Геннадия Зюганова и постоянные контакты должностных лиц с коммунистами также ставят под сомнение способность кабинета все же на что-то решиться. К тому же сам Примаков не оставляет надежд на перемены: он уже предупредил, что пойдет в отставку, если его лишат первого заместителя коммуниста Юрия Маслюкова и заместителя агрария Геннадия Кулика. Обоих российская пресса настойчиво обвиняет в коррупции. Маслюков к тому же известен своим фиаско на переговорах с МВФ. Однако фиаско — вовсе не отрицательная характеристика для нынешних должностных лиц, оно, скорее, гарантирует, что они и в дальнейшем будут только консультантами, а не врачевателями болезней своей страны.

На Западе все это хорошо понимают. Однако в Киеве такое понимание ни к чему: позиций силы — единственных, которые понимает Евгений Максимович, — у его украинских собеседников просто нет. Украинская экономика тоже не выглядит успешной, приближаются выборы, на которых премьер не представляется человеком, способным поддержать нынешнего украинского Президента (а Леонид Кучма вряд ли забудет ему ситуацию с Борисом Березовским). Итак, сегодня в украинской столице — трудные переговоры с давно знакомым, однако от этого не более близким партнером…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать