Веревочка... для бюджета
Помните симпатичного пушкинского Балду, с детства учившего нас не гнаться за дешевизной? Не убедил, потому что не по-рыночному это. Кто же не воспользуется возможностью сэкономить? В самом центре крупной европейской столицы (снимок сделан на Киевском железнодорожном вокзале, но примерно такой же мог бы получиться и прямо на Крещатике, рядом с Центральным почтамтом) можно увидеть в работе и легко испытать систему теневой мобильно-компьютерной связи. Тарифы, которые мы видим на снимке, привлекают. А тем временем наш неприватизированный пока что монополист связи — одно из крупнейших бюджетообразующих предприятий страны ОАО «Укртелеком» — явно проигрывает конкуренцию предприимчивым «веревочным» коллегам, «сокращающим» среди бела дня его, а также и нашего бюджета доходы. Ставим риторический вопрос: будь «Укртелеком» приватизирован, разве потерпел бы он у себя под носом столь недобросовестно демпингующих конкурентов?
И сразу возникает ассоциация. А не держится ли на такой же тонкой веревочке и наш государственный бюджет? Не следует ли бить тревогу?
Власть, похоже, очень спокойно относится к тому, что Украина в этом году, скорее всего, не выполнит намеченных показателей по росту валового внутреннего продукта. Вчера, находясь в Японии, Президент Виктор Ющенко впервые взял на себя функции Минэкономики и пересмотрел ранее выданный государством прогноз. По его мнению, ВВП страны в этом году вырастет на 6— 6,5%, вместо намечавшихся в начале года 8,2%, сниженных затем Минэкономики до восьми ровно. При этом в словах главы нашей державы ощущаются даже нотки удовлетворения: «Мы сделали высокого уровня макроэкономическую культуру. Сегодня наша экономика развивается с приростом ВВП на 5,4%. (У экономистов к названной Президентом цифре могут быть вопросы, поскольку на правительственном сайте они в тот же день могли прочитать о том, что «прирост валового внутреннего продукта в январе — июне 2005 г. в сравнении с соответствующим периодом прошлого года составлял 4%». — Авт.). Скорее всего, по году будут показатели в 6—6,5%».
Министр финансов Виктор Пинзеник также излучает оптимизм. «Бюджет мы выполним, хотя уже видим, что номинальный ВВП не будет таким, как планировали». При этом он уверяет, что «коррекция макропоказателей не означает коррекции бюджета». (Вопрос к министру: если темпы роста ВВП падают, а перегруженный социальными обязательствами бюджет благополучно наполняется и секвестироваться не будет, то не означает ли это, что главная смета страны выполняется за счет беспрецедентного роста налогового давления на бизнес? Приведем цифры: в первом квартале контролируемые налоговыми органами поступления выросли на 52,6% — до 10,3 млрд. грн., во втором — на 62,9%, до 12,5 млрд. грн., а в третьем квартале по плану необходимо увеличить их на 82,8% — до 16,38 млрд. грн., в четвертом — на 65,2%, до 17,08 млрд. грн.)
Минфин, конечно же, самый лукавый орган в стране. Он наверняка, все же знает об опасностях для бюджета. И в связи с этим, по словам своего главы, прилагает усилия для выполнения плана приватизации, поступления от реализации которого (по итогам первого полугодия) составляют всего 10% от запланированного. Министр видит ответственным за столь низкие показатели Фонд госимущества и заявляет, что Минфин всячески поддерживает выставление новых объектов на продажу.
Не по его ли настоянию в среду правительство включило в перечень объектов для первоочередной предприватизационной подготовки и приватизации в 2005 году и ОАО «Укртелеком»? Этот гигантский объект, способный одним махом «сделать» весь годовой план приватизации и соответственно бюджетных поступлений от нее, можно еще назвать «предпоследним огурцом», «резать» который как- то очень не хочется. Правда, по словам заместителя председателя Фонда госимущества Светланы Ледомской, в случае с «Укртелекомом» речь идет (всего лишь. — Авт.) о предприватизационной подготовке. Что это означает?
Отвечая на этот вопрос «Дня», директор Международного института приватизации, управления собственности и инвестиций Александр Рябченко пояснил, что «практического смысла «гнать» этот объект сейчас нет». По мнению эксперта, продажа «Укртелекомома» — это очень специфическое дело, требующее тщательного поиска подходящих инвесторов (кстати, источник, близкий к Кабмину, сказал «Дню», что пока что ни один инвестор для этого предприятия «не проклевывается»). Кроме того, по мнению Рябченко, успех приватизации «Укртелекомома» во многом будет определяться тем, получит ли он «до того» лицензию на связь третьего поколения. На сегодня этот вопрос еще не ясен. В парламенте могут потребовать принятия специального закона по этому предприятию, который недавно был отменен. Как считает Рябченко, такой закон будет свидетельствовать о том, что государство уделяет этому предприятию особое внимание и определяет для него в законодательном порядке правила игры на своем рынке. Инвестор, по мнению эксперта, это должен оценить. Так что скорее всего украинский монополист связи в этом году продан все же не будет, считает Рябченко. У него имеются сомнения также и в отношении другого «предпоследнего» — Одесского припортового завода. Для него очень важно подобрать инвестора, который отвечает стратегическим интересам страны. В связи с этим россияне, уверен Рябченко, не подойдут. С другой стороны, по его мнению, было бы неправильно «посадить» на это предприятие и инвестора из дальнего зарубежья, поскольку это может вызвать негативную реакцию российской стороны — являющейся основным поставщиком сырья для этого предприятия. Выход, по мнению Рябченко, состоит в том, чтобы законодательно ограничить доступ иностранным инвесторам в пользу отечественного. И эксперт не считает это повторением того пути, по которому шло правительство Януковича. «Так поступают во всем мире», — говорит Рябченко. Вопрос только в том, найдутся ли в Украине теперь инвесторы, способные «замахнуться» на такое предприятие? «Старые» олигархи, скорее всего, не подойдут, а новых новая власть еще не вырастила. (А может быть, мы не правы?)
Новые приватизационные списки, имеющие столь большое значение для наполнения бюджета, особенно в условиях очевидного снижения темпов роста ВВП (напомним, что от приватизации в бюджет должно поступить около 7 миллиардов гривен), включают в себя, по мнению Рябченко, также и проблемные предприятия. Среди них Северодонецкий «Азот», гостиницы «Украина» и «Спортивная». Как они попали в данные списки, эксперт не понимает и считает это плохим предзнаменованием. По его словам, власть будет продавать также и проблемные, недозревшие до полновесной приватизации предприятия только в том случае, если почувствует, что может проиграть выборы. По-видимому, первые звонки в отношении этого уже появились.
Выпуск газеты №:
№130, (2005)Section
Панорама «Дня»