Верховная Рада: перезагрузка
Бюджет в опасности: парламент должен возобновить работуВчера Президент Украины Леонид Кучма обратился в Конституционный Суд с просьбой об официальном толковании положений Основного Закона, определяющих основания для досрочного прекращения главой государства полномочий Верховной Рады Украины. В тексте обращения подчеркивается, со ссылкой на пресс-службу Президента сообщает Интерфакс-Украина, что апеллировать к Конституционному Суду Президента побудило постоянное блокирование работы нынешней сессии парламента «определенными депутатскими группами и фракциями». Из-за этого, по мнению Л.Кучмы, не решаются самые важные вопросы жизнедеятельности государства, в частности, под угрозой остается принятие Верховной Радой в установленные сроки госбюджета Украины. Президент считает, что таким образом нарушается конституционное право народа Украины на осуществление власти, в частности, через органы государственной власти, одним из которых является парламент. Как сообщает пресс-служба, речь идет о части второй статьи 90 и пункте 8 части первой статьи 106 Основного Закона Украины. Согласно части второй статьи 90 Конституции, «президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться». В конституционном представлении Президент просит Конституционный Суд дать ответы на вопросы: как следует понимать приведенное в этих статьях выражение «в течение тридцати дней»; сколько пленарных заседаний должны не начаться для того, чтобы применить меры, предусмотренные данными статьями Конституции; что следует понимать под выражением «не могут начаться». Президент уполномочил принимать участие в производстве по данному представлению своего постоянного представителя в Конституционном Суде Владислава Носова.
С просьбой прокомментировать этот факт «День» обратился к президенту агентства корпоративной поддержки «Трайдент» Виктору НЕБОЖЕНКО :
— Надо отдать должное Президенту. Он наконец-то системно подошел к проблеме Верховной Рады и политической реформы. Иными словами, кроме «пряника» в форме продления на год полномочий парламента, что предлагается в одном из законопроектов по политреформе, появился еще и «кнут» — в виде возможностей роспуска ВР. Теперь парламентарии перед дилеммой: либо согласиться на президентский проект политической реформы, либо оказаться перед очень реальной угрозой роспуска парламента. Ибо, как мы знаем, Конституционный Суд большой разницы между политическими и правовыми категориями не видит. Поэтому, по всей вероятности, абстрактное право роспуска парламента Президенту предоставит.
Это тот случай, когда Президент включает свою функцию гаранта. Если парламент, как высший законодательный орган страны, по тем или иным причинам не может функционировать, то кто-то же должен взять на себя ответственность и сказать ему об этом, а также принять какие-то меры. И в этом смысле Леонид Кучма абсолютно прав. Точно так же, как и парламентарии, когда они выдвигают ему претензии, пытаются создать временные следственные комиссии или начать процесс импичмента. То есть это вполне конституционное выяснение отношений между Президентом и парламентом. И такой шаг Президента — не угроза, а обязанность — реагировать на беспорядки в ВР.
Другое дело, что у Президента есть и политическая цель — создать систему предложений, от которых депутаты не смогут отказаться, или угроз, которые воздействуют на депутатов с тем, чтобы заставить их к новому году принять тот проект политической реформы, который Леонид Кучма считает наиболее целесообразным.
Выпуск газеты №:
№206, (2003)Section
Панорама «Дня»