Вход воспрещен...
Архитектура и транспорт нарушают права людей с особенными потребностямиАрхитектурные шедевры и обыкновенные троллейбусы и маршрутки являются непреодолимыми барьерами в социальной и профессиональной адаптации инвалидов. В первую очередь об этом шла речь на Первом всеукраинском форуме лидеров молодежного общественного движения инвалидов, который завершается сегодня.
Как показал опрос Национальной ассамблеи инвалидов Украины (он проводился в 2004 году и охватил более 200 человек с первой группой инвалидности в возрасте от 17 до 35 лет) главная мечта молодых — независимость от родителей, обеспечение отдельным жильем и создание безбарьерной архитектурной среды. На втором месте — возможность работать. Третье место 60% опрошенных отдали проблемам организации общения, четвертое — образованию и последнее пятое — созданию семьи и рождению детей. Как рассказала координатор Ассамблеи Татьяна Баранцова, последняя цифра очень удивила организаторов опроса. «Это наводит на грустную мысль: если человек лишен здоровья, то для него становятся недосягаемыми не только объекты общественного пользования. Он лишается мечты о простом человеческом счастье».
Что же касается проблем с работой, учебой, независимостью, общением и архитектурой, то они неразрывно связаны между собой. Согласно украинскому законодательству, работодатели не имеют права отказать в работе человеку по причине его инвалидности. Но на практике, как правило, без труда отыскивается другая причина для отказа. По мнению национального корреспондента международного бюро труда в Украине Василия Кострицы, причина заключается в отсутствии у работодателей социальной ответственности, а также в несознательности общества в целом. С другой стороны, инвалид действительно не всегда имеет должный уровень профессиональной подготовки. Зачастую абсолютно непонятно: как этот человек будет добираться до места работы. Что касается образования, то высшие и средние учебные заведения не отказываются принимать в ряды своих студентов инвалидов, но опять же возникает транспортный вопрос и часто финансовый. К тому же, как показал опрос, люди с ограниченными возможностями не так уж и стремятся к образованию, мотивируя это тем, что на работу потом все равно не устроятся. Что касается несознательности работодателей, то это, как утверждает В. Кострица, проблема всемирного масштаба: «Итальянские работодатели зачастую принимают на работу инвалида лишь формально. Их убытки будут меньшими, если человек с особенными потребностями просто сидит дома, а они выплачивают ему минимальную зарплату. Но это не решение проблемы, ведь таким образом они замыкают инвалида в его четырех стенах».
А вот в принятии проблем инвалидов обществом Украине пока не удается конкурировать с Европой. «Если там открывается кафе, то со всеми условиями и для инвалидов, — рассказывает глава Национальной ассамблеи инвалидов Украины Валерий Сушкевич. — Ни в одной стране мира МакДональдс не позволит себе открыть полностью барьерный ресторан». Тем не менее не так давно единственный в мире, по словам В. Сушкевича, недоступный инвалидам МакДональдс открылся во Львове. Общественность была потрясена этим фактом, и инвалиды принялись отстаивать свои права. Сегодня откушать фирменных гамбургеров может уже любой львовянин, в том числе и в инвалидной коляске.
Как известно, существует государственная Программа обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилого и коммунального хозяйства. Но срочной ее реализации ассамблее добиться еще не удалось и, хотя 2004 год был объявлен «Годом инвалида», концептуально за минувшие десять месяцев ничего не изменилось. Былая формулировка «инвалид» вернулась в широкое употребление — еще два года назад называть так человека с ограниченными физическими возможностями считалось неэтично и некультурно...