Перейти к основному содержанию

Внешнее и внутреннее единство. 20 лет воссоединения

29 сентября, 20:26

Этот юбилей Германия отмечает под знаком свободы и единства — для нас немцев это повод для выражения благодарности и радости. После многих лет противостояния между Востоком и Западом новая восточная политика во времена федерального канцлера Вилли Брандта в начале 70-х годов открыла двери для сосуществования обоих немецких государств, не допуская при этом международно-правового признания ГДР. В течение какого-то десятилетия ГДР установила дипломатические отношения приблизительно с 200 государствами, да и в экономическом плане страна, кажется, набиралась сил. И во времена холодной войны было мало людей, считавших возможным восстановление немецкого единства. Но отсутствие свободы слова и передвижения, политические преследования, бесхозяйственность и все большие проблемы с обеспечением потребностей привели к тому, что в конце 80-х государственная власть ГДР стала терять контроль над общественной жизнью. Граждане ГДР взяли судьбу в собственные руки и проявили гражданское мужество. Их и их мирную революцию мы должны благодарить за то, что пала Берлинская стена. Ее фрагмент перед Посольством Германии в Киеве напоминает сегодня об этом историческом событии, в корне изменившем карту Европы.

Осенью 1989 года события, будто волны, стремительно накатывали друг на друга. Торжества по случаю 40-й годовщины ГДР 7 октября завершились акциями протеста. В Восточном Берлине были первые раненые, поскольку народная полиция и служба безопасности силой отгоняли демонстрантов. А до того восточные берлинцы с восторгом встречали советского президента Горбачева и выкрикивали: «Горби, помоги нам!». В историю вошли его слова-предостережения: «Кто опаздывает, того наказывает жизнь», сказанные в адрес руководства ГДР, не желавшего реформ. Результатом первых свободных выборов в Народную палату, прошедших 18 марта 1990 года при участии 93,38% населения, стало отчетливое стремление к немецкому единству. Боевые призывы понедельничных демонстраций «Мы — народ!» превратились в лозунг «Мы — единый народ!». В конце концов, руководство ГДР больше никак не могло противодействовать. За три недели до дня воссоединения 3 октября 1990 года в Москве был заключен так называемый договор «Два плюс четыре» — искусное дипломатическое произведение, открывшее путь не только для воссоединения Германии, но и для обретения ею полного суверенитета. Свершилось внешнее единство без кровопролития и в согласии с нашими соседями.

20 лет прошло с момента воссоединения — лет подъема и развития, лет больших вызовов. Мы поняли, что некоторые вещи длятся дольше, чем мы рассчитывали. Мы знаем, что невозможно просто отмотать назад 40 лет диктатуры. Мы видим, что создание самодостаточной экономической структуры и преодоление высокой безработицы во многих частях Восточной Германии требуют немалой выдержки и огромных денежных вливаний. Впрочем, если мы сейчас сравним вид истощенной ГДР периода 1989—1990 гг. с тем, что имеем сегодня, то увидим санированные центральные части городов, систему здравоохранения на высоком уровне, современную транспортную и телекоммуникационную сеть, защищенную окружающую среду, устойчивое развитие экономики и многое другое. Недавно я сам снова проехался по Восточной Германии, так вот: Лейпциг теперь не узнать. Или, может, мне лучше сказать, наконец-то его снова можно узнать? Поэтому я не понимаю все еще распространенной ностальгии по ГДР.

Основной урок, который мы извлекли за последние 20 лет: средством достижения внутреннего единства является демократия. Внутреннее единство означает участие населения в демократическом процессе, отграничение и монополизация власти не ведут к долгосрочной стабильности, а раскалывают. И если результат будет такой, как в Германии, что даже в Западной Германии при партийном разнообразии утвердилась левая партия, то к этому следует подходить в рамках демократических правил игры.

Считаю, Украина в своем специфическом контексте также может воспользоваться этим опытом. С интересом я следил за дискуссиями об обращении с документами тайных служб в Украине, разгоревшимися недавно в связи с достойной внимания выставкой немецкого учреждения по вопросам документов «штази» в Киеве. Эта выставка продемонстрировала поразительные свидетельства жизни людей в тоталитарной системе. Это нечто общее для нас в истории Европы, скажем, для Восточной Германии, Польши и Украины. Наш опыт в Германии показал, что опубликование таких документов может быть болезненным, однако, внутреннее единство и демократический консенсус на длительное время могут утвердиться лишь тогда, когда в обращении с собственной историей будут господствовать открытость и прозрачность. Окончание на 3-й стр.

В отличие от внешнего единства страны, внутреннее единство никогда не заканчивается, это постоянный процесс. До 1989 года как Западная, так и Восточная Германия были по-своему относительно гомогенными обществами. И объединение поставило немцев перед большой экономической и общественно-политической задачей. Если мы достигнем равноценных условий жизни и равенства шансов, то мы уже многого достигнем. А Германия характеризуется региональным разнообразием с разными традициями и богатой историей. Благодаря федеральной системе целое и его части хорошо взаимодействуют. 16 федеральных земель несут ответственность за общее государство, а их интересы, в свою очередь, должным образом учитываются на федеральном уровне. Например, при формировании состава высших федеральных органов Основной Закон требует соблюдения правильного соотношения между федеральными землями. Все должны иметь возможность приобщиться к решению судьбы страны.

Единство в свободе — таким был лозунг для нас, немцев, в 1990 году, таким он остается и сегодня. Нашим обещанием была и есть стабильная интегрированность объединенной Германии в Европу и международное сообщество. Немецкая внешняя политика — это политика мира. Когда в начале 50-х годов стали строить европейское сообщество, правительство в Бонне не стремилось через сообщество вернуть себе потерянное пространство для действий. С самого начала речь шла об уникальном проекте достижения согласия и мира. Этот проект мы будем продолжать развивать, преодолевая расколы на нашем континенте. Но Европа лишь в том случае справится с вызовами нового века, если будет продвигаться вперед европеизация и во всех сферах на континенте образуются связи.

Наши восточноевропейские соседи сыграют в этом весомую роль. Мы ждем, что и Украина пойдет этим путем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать