Вопрос Брюсселю
Президент Украины Виктор Ющенко отбыл в очередную, уже вторую со времени его инаугурации «европейскую поездку» в Брюссель и Страсбург. Сегодня он принимает участие в заседании на высшем уровне Комиссии Украина — НАТО, завтра — выступает в Европейском парламенте. Поездка Ющенко не случайно совпала с брюссельской частью европейского турне президента Соединенных Штатов Америки Джорджа Буша — внеочередной саммит НАТО, который вчера состоялся в Брюсселе, был организован именно по этому поводу. Буш пытался представить «старой» и «новой» Европе «новую Америку». Ющенко снова представляет «новую Украину», которая ассоциируется с его именем. «Европа» не без подозрения наблюдает за «новым-старым» Бушем и пытается мягко и дипломатично противостоять заметному украинскому (пока что словесному) «европейскому» натиску. Так случилось, что перемены в Украине совпали с чрезвычайно сложным процессом изменений содержания и формы «трансатлантического партнерства». Ни о НАТО, ни о ЕС уже невозможно говорить и думать в категориях даже конца 90-х, однако есть слишком много желающих законсервировать статус-кво по крайней мере начала 90-х.
Перед Президентом в Брюссель для подписания Плана действий Украина — ЕС вылетел первый вице-премьер Олег Рыбачук, который уже несколько раз заявлял о том, что Украина подаст заявку на вступление в ЕС очень скоро (если не через несколько дней, то через несколько месяцев). Правда, как оказалось, еще не все министры знакомы с положениями Плана действий, особенно в той части, где говорится о сотрудничестве в сфере энергетики, транспорта (в частности, транспортных коридоров). Комиссар Европейской комиссии Бенита Ферреро- Вальднер в последние дни, и во время своего визита в Киев, и накануне, и во время публичных выступлений и интервью в Брюсселе пыталась объяснить: не стоит спешить, удовлетворитесь Планом действий с учетом тех десяти пунктов, которые должны еще больше приблизить Украину к ЕС, поработайте, тогда и будем реагировать соответствующим образом. План действий, созданный в рамках «Европейской политики соседства», — неплохой документ, который вполне оправданно мог бы служить дополнением к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС 10 лет назад. Если бы он содержал также конкретные вехи для оценки достижений и задачи для продвижения дальше. «Десять пунктов», выработанных ЕС уже в последние пару месяцев, не отвечают на вопрос по существу: почему к Украине, как и к Марокко, применяется понятие «европейский сосед», а к Швейцарии или Исландии, которые не входят в ЕС, — нет? И что мешало начать диалог о постепенном упрощении визового режима (а не его ужесточении) еще много лет назад, кому выгодно заранее представлять ВСЕХ УКРАИНЦЕВ в качестве потенциальных нелегальных мигрантов, что мешает легализировать миграционные потоки, как это было сделано много лет в отношении граждан Турции, Югославии, Польши? Как раз во время визита в Киев комиссара Ферреро-Вальднер и накануне визита в Брюссель Президента Ющенко вспыхнул скандал в Германии, связанный с тем, что из-за необоснованной либерализации процедуры выдачи въездных виз украинские граждане получили возможность нелегально работать в Германии. В этих публикациях не указывается, к сожалению, что люди могут устраиваться на работу где угодно только при условии, что там есть спрос на их труд; что бессмысленный, и в случае Украины — унизительный визовый режим, который с расширением ЕС только создал дополнительную базу для коррупции, может только ограничить общение и контакты между людьми, что отнюдь не содействует «сближению между Украиной и ЕС», однако никоим образом не ограждает страны- члены ЕС от роста преступности. Дипломатия и органы внутренних дел разных стран-членов ЕС еще ни разу не смогли представить статистику, которая бы красноречиво подтверждала господствующие настроения общественного мнения в части того, что наличие жесткого визового режима содействует борьбе с распространением наркотиков, торговлей людьми, оружием и тому подобное. Более того, полицейская статистика в Германии только подтверждает, что преступления совершают преимущественно граждане стран-членов ЕС. Объяснить эти факты простому обывателю Австрии или Нидерландов — непростая задача. Именно на мнение обывателя сейчас опираются лидеры правительств, говоря, что общественное мнение стран-членов ЕС не готово воспринять Украину в качестве потенциального члена ЕС.
То же самое говорилось пятнадцать лет назад в отношении Польши, Чехии, Венгрии, Литвы. Политическое решение по этим странам, принятое в середине 1990-х, удивительным образом содействовало и изменению редакционной политики независимых ведущих масс-медиа, и изменениям общественных настроений. Очевидно, одного — двух — десяти выступлений в Европейском парламенте для изменений в отношении будет слишком мало. Однако это необходимо делать, и параллельно с трудной работой внутри страны (чего просто избегало предыдущее руководство Украины), настойчивое дипломатическое наступление должно иметь место. На это указывают и некоторые представители самой Европейской комиссии.
В отношениях между Украиной и НАТО — тяжелый период, связанный со многими факторами. Возможно, Президент Ющенко прав, когда отказывается сейчас говорить о перспективах украинского вступления в Североатлантический альянс. Представители штаб-квартиры НАТО, стран-членов Альянса, исследовательских организаций честно признают, что НАТО находится в состоянии утраты старой и насущной необходимости выработки новой идентичности. В европейских странах зреет убежденность, что больше не идет речь об «американском военном зонтике», но о необходимости равного партнерства и умении договариваться. Возможных подходов несколько: совпадение неприятия политики президента США Буша президентом Франции Шираком и внутриполитических проблем правительства ФРГ во главе с Шредером, которые вызвали откровенное противостояние американскому видению со стороны ФРГ и Франции, позиция Великобритании, которая бы хотела видеть крепкий трансатлантический альянс, построенный на новых принципах, позиции стран «новой Европы», склонных поддержать Вашингтон. Уязвимость немецко-французской позиции — в том, что она не предлагает никакой альтернативы и не направлена на поиск понимания. Зато европейское турне Буша можно считать именно сильным первым шагом. Тем более, что сам Буш стал очень часто употреблять слово «Европа» в положительном смысле, он после переизбрания несколько раз заявлял о необходимости переосмысления отношений. Брюссельский саммит станет полигоном, на котором будет испытываться готовность сторон идти навстречу, учитывать изменения, произошедшие в глобальном контексте, и не делать вид, что за последние несколько лет в мире вообще ничего не произошло.
«Украинский вопрос» будет одним из тех, на которых и будет проверяться готовность самого Альянса не просто сохранить себя, преодолев раскол, но и адекватно реагировать на ситуацию. НАТО может стать мощным инструментом трансатлантического партнерства — такое мнение распространено во многих аналитических центрах стран Альянса. Особенно с учетом проблем Ближнего Востока, Персидского залива, Черного моря. В этом разрезе важность Украины как страны, которая способна выполнять свою миссию «контрибутора безопасности» только будет возрастать. На то, что идет работа по определению климата и содержания отношений, указывают и частые визиты аналитиков, связанных с разработкой политики НАТО, в Киев, и многие другие факторы. С другой стороны, совершенно очевидно, что огромная часть работы (пересмотр уже сделанного оборонного обзора, определение функций, количества, качества вооруженных сил, достижение совместимости со стандартами стран-членов НАТО) будет проводиться при любых условиях. Оставшийся до парламентских выборов год, возможно, не лучшее время для того, чтобы делать заявления о «евроатлантическом будущем», но за этот год может быть сделано чрезвычайно много. В том числе — и в плане создания «проукраинского лобби» как в европейских странах, так и в Соединенных Штатах. Очень многое будет зависеть от того, какой вывод сделает Буш после первого общения с Ющенко, и с каким настроением он будет обсуждать «украинский вопрос» с президентом России Путиным в Братиславе. Очень многое будет зависеть от того, насколько Украина через год будет соответствовать тому, что сегодня обещают ее Президент и правительство. Украина впервые получила шанс заставить тех, кто считает себя ведущими мировыми игроками, относиться к себе с уважением. Именно заставить. Просить нельзя — таковы условия игры.
Выпуск газеты №:
№31, (2005)Section
Панорама «Дня»