Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

02 ноября, 00:00
Есть ли будущее у молодого украинского кино?

Тридцатый кинофестиваль «Молодость», девять дней бередивший умы и сердца кинематографической публики, вновь, уже традиционно, был отмечен острым дефицитом запоминающихся работ украинских молодых режиссеров. Причем шансы для нашей поросли в этом году были достаточно велики – ведь в конкурсе полнометражных работ значился долгожданный фильм Владимира Тихого «Мойщики автомобилей». Однако, практически готовая картина выпала из программы – как всегда, на самом последнем этапе не хватило денег. Дипломы жюри, да и главный приз в номинации студенческого кино, доставшийся фильму Владимира Дощука «Плохой, злой и еще злее», при всей любви к родной кинопродукции, иначе как поощрительными назвать сложно. Закономерность неудач порождает столь же закономерный вопрос: а есть ли вообще будущее у молодого украинского кино? С ним мы обратились к людям, сведущим в «невыносимой легкости» кинематографического бытия.

Михаил ИЛЬЕНКО, декан кинофакультета Киевского государственного института театрального искусства:

— В последние годы одновременно с углублением кризиса национального кинопроизводства приобретают хронические оттенки процессы, которые формируют состояние дел в сфере кинообразования. Постепенно превращаясь в привычные, они уже не вызывают адекватного шока, разрушая традиции подготовки профессионалов. Неожиданное переселение кинофакультета привело к потере важных частей собственной учебной киностудии, а его дальнейшее существование на студии «Укркинохроника» в течение трех лет «без прописки» прибавило нам еще и статус персоны вне закона. Горьким открытием является осознание парадокса, на базе которого существует кинофакультет: в течение последних нескольких лет наша учебная киностудия лишена финансирования. Мы очень благодарны Министерству культуры и искусств Украины, что время от времени оно находит возможность выделять нам средства, но острая недостаточность объемов финансирования разрушает практический результат, провоцирует агрессивную критику нашего продукта (дипломных и преддипломных фильмов), а не ситуации, в которой оказались наши студенты. С другой стороны, мы не можем механически копировать практику вузов, которые опираются в основном на платное обучение, хотя бы по той причине, что самая низкая стоимость практических работ студентов режиссерского и операторского факультетов достигает 50—60 тысяч гривен для каждого. Перекладывание финансовой проблемы на плечи спонсоров, как это делается сегодня, передает им значительную долю полномочий: кто дает деньги, тот заказывает современную музыку — на уровне эфирного спроса и видеотехнологий. В той мере, в какой новые видеотехнологии, вместе со стандартами телевизионного рынка, предлагают определенную моду, настолько принципиальными, последовательными и героическими я считаю альтернативные усилия наших студентов и преподавателей по сохранению основных элементов профессии, которые временно оказались на периферии. Носителями этих сокровищ опыта многих поколений художников являются игровое и документальное кино — сделанное именно нашим факультетом в рамках нашего института. Регулярное финансирование кинофакультета вместе со спасительными организационными мероприятиями нельзя считать неадекватным или чрезмерным. Намного более абсурдным выглядит финансовая поддержка кинофакультета в течение последних лет на уровне 10—20 процентов необходимого. Чего стоит, например, нерегулярное обеспечение студентов морально устарелой пленкой по коэффициенту 1 к 3? Подобного норматива не существует в профессиональном кино, не говоря уже о телевидении, где этого ограничения практически не существует. Срочные действия необходимы, поскольку есть реальная угроза потери кинофакультета, уникальных традиций обучения, прекращения взаимодействия поколений. Я хотел бы поддержать и кинофестиваль «Молодость», для которого кризис наших молодых угрожает с другой стороны. Представьте себе еще два-три года такого финансирования. Появятся ли наши претенденты на фестивальном конкурсе следующего года? Грань, на которой работает фестиваль, все ближе пододвигается к абсурдному вопросу: почему в Гренландии не происходят ежегодные конкурсы пчеловодов?

Владимир ВОЙТЕНКО, кинокритик, редактор журнала «Кiно-коло»:

— Я думаю, что ситуация для молодого кино сейчас ненормальная. Но завтрашние условия в этой среде зависят от самих кинопроизводителей, а уже потом — от государства. Во Франции производство корткометражных кинодебютов поддерживается специальными государственными учреждениями. Поэтому и нашему государству, нашим чиновникам нужно доказать, — если не будет дебютантов, не будет и кинематографа вообще. У нашего нынешнего правительства есть определенный «гонор» относительно культуры, и потому появилась хоть какая-то перспектива. Нашей киномолодежи нужно единение, что, в свою очередь, зависит только от ее собственного желания и воли. Тогда у молодых режиссеров будет определенная сумма идей в головах и душах, а это зависит от ситуации в обществе. Так что, по моему мнению, у наших «киношников» есть будущее, и зависит оно от них в первую очередь, а уже во вторую — от тех, кто их способен поддержать, так сказать, внешне — общества и наших культуртрегеров.

Продолжение темы на стр. Культура

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать