Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Что или кто является символом современной российской культуры?
28 января, 00:00
В понедельник стартовал Год Российской Федерации в Украине. В нашу столицу прибыла внушительная делегация не только высших должностных лиц соседнего государства во главе с Президентом РФ Владимиром Путиным, но и немалый десант деятелей искусства. Министры культуры Михаил Швыдкой и Юрий Богуцкий подписали Программу сотрудничества между Россией и Украиной на 2003 — 2007 годы, а также Протокол о проведении Фестиваля российского искусства.

Знаем ли мы сегодняшнюю Россию? Что или кто для вас является символами современной российской культуры? — с таким вопросом корреспонденты «Дня» обратились к экспертам.

Вадим СКУРАТИВСКИЙ , искусствовед:

— Современная российская культура для меня значит очень мало. Но у этой культуры есть тыл, ретроспектива. Российская культура, условно говоря, — это культура российско-императорского периода: приблизительно с середины XVIII века до начала ХХ. Для меня — это одна из сильнейших культур всех времен и народов. И современная российская культура меня интересует постольку, поскольку она может резонировать с той культурой. Особого резонанса я, к величайшему сожалению, не замечаю.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ , режиссер, художественный руководитель театра «Сузір’я»:

— Символы и символичность для меня состоят в том, что современная русская культура имеет очень боевой и наступательный характер. В России понимают, какая роль предназначена искусству. У них культура идет первым эшелоном в презентации страны во всем мире. Это то, чему мне очень хотелось научиться в своей работе, и то, чего очень недостает нам в украинской культуре.

Владимир СИРЕНКО , художественный руководитель Национального симфонического оркестра Украины:

— В музыке для меня гигантской фигурой был, увы, уже покойный великий дирижер ХХ столетия Евгений Федорович Светланов, оставивший в наследство прекрасные записи, в частности, уникальную «Антологию русской симфонической музыки в грамзаписи». К сожалению, сегодняшние реалии таковы, что у нас фактически разорваны культурные связи между странами. Мы по наслышке узнаем, что происходит у соседей, а они о нас знают и того меньше. Нет гастрольной деятельности серьезных коллективов, а происходят лишь массовые набеги представителей их эстрадного цеха и театральный репризный чес драматических актеров. Маскульт правит бал. Поэтому антисимволом современной русской культуры я считаю Бориса Моисеева.

Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:

— Я думаю, что символом современной русской культуры является Виктор Пелевин. Это смесь геополитики с новым русским эзотеризмом.

Евгений ГОЛОВАХА , главный научный сотрудник Института социологии НАН Украины:

— Основной характеристикой российской культуры всегда считалась какая-то амбивалентность, диалектичность.

Если говорить о положительных символах современной российской культуры, то это в первую очередь связано с российской музыкой. Скажем, такие имена как Ростропович и Спиваков в наибольшей степени символизируют сегодняшнюю российскую культуру. Есть там действительно блестящие исполнители, такие как, например, Алла Пугачева, уже многие годы олицетворяющая российскую эстраду. Кстати, для нас российская эстрада до сих пор является доминантной, что красноречиво обозначили новогодние концерты и «огоньки».

К сожалению, хуже обстоят дела с русской литературой. Те кумиры, которые в сегодняшней российской литературе у всех на слуху, не могут быть для меня такого рода символами. Более того, наиболее популярных нынешних литераторов России я бы отнес скорее к числу негативных культурных символов. Тем не менее, есть еще люди, которые все-таки выполняют интегративную функцию для объединения интеллектуалов, духовно развитых людей. Среди правозащитников — это Ковалев. К сожалению, такую функцию не смог в свое время выполнить Солженицын, и это связано с некоторыми его социальными заблуждениями. То есть эта двойственность, которая проявляется и в матерной циничной российской литературе, и в прессе, наиболее характерна для современной российской культуры. Хотя сейчас о Ковалеве и Сахарове в России с удовольствием забывают.

Что же касается негативных символов, олицетворяющих все худшее, то в российской культуре есть всесторонне развитый Владимир Жириновский. Он сыграл еще по-настоящему до конца не оцененную роль в моральном разложении современного российского общества. Фактически он повернул зарождавшуюся российскую демократию с пути нормального естественного развития на путь кентавра с демократической головой и шовинистическими копытами. Вот этот кентавр-то до сих пор шествует по России. Потом он стал еще и деятелем культуры, вот что страшно. Он как бы показал, что можно в любой области быть дерзким, и при этом более всего востребованным. И это не только российский феномен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать