Перейти к основному содержанию

Вперед — к интеллектуальной недостаточности нации!?

Бюджет-2000 может окончательно «добить» украинскую науку
18 ноября, 00:00
Именно к такому выводу приходит академик Владимир Немошкаленко, анализируя реформирование отечественной науки в последние годы (см. статью ниже). Однако проблема не только в этом. Общества, не инвестирующие науку сегодня, не имеют цивилизованной стратегической перспективы. Кстати, этот вывод убедительно подтверждается в статье известного экономиста Дж. Сакса (читайте на 6-й стр.): между состоянием научной сферы общества, количеством технологических инноваций в экономике и качеством жизни в стране существует прямая зависимость. И как бы мы ни относились сегодня к подзабытым марксистским идиомам — наука сегодня действительно является социальной производительной силой.

На протяжении восьми лет независимости делается все, чтобы уничтожить науку в Украине. Попытки реформирования науки под западные стандарты успехом не увенчались. В процессе даже непродолжительной дискуссии стало ясно, что идея сосредоточить фундаментальную науку Украины в университетах — не единственный путь развития науки по западному образцу.

В западном мире существуют разные формы организации науки. Так, например, в США имеются гигантские национальные лаборатории — средоточие передовой американской науки, в том числе и фундаментальной. В Германии наука сосредоточена, в основном, в институтах обществ Макса Планка и Фраунгофера. И это хорошо было известно тем, кто развязал кампанию по реформированию украинской науки. Но их целью, похоже, была попытка не реформировать науку, а развалить научные коллективы и сделать их маленькими и послушными. То, что вместе с этой реформой потеряется способность решать действительно крупные задачи, важные для страны, похоже никого не интересовало. Сегодня фундаментальная наука стоит очень дорого, и получение каких-либо новых результатов в области фундаментальных наук под силу только очень богатым странам или объединениям стран. Примером этому может служить вывод США на орбиту нового телескопа «Чандра» стоимостью $ 1,5 млрд. или вывод на орбиту новой международной орбитальной станции стоимостью $ 100 долларов. Наш жалкий Фонд фундаментальных исследований просто не способен действенно поддерживать фундаментальную науку. Он даже не может самостоятельно принимать решения, из-за подчиненности Комитету по делам науки и интеллектуальной собственности. Нам уже давно пора превратить его в самостоятельную организацию, управляемую Советом фонда, назначаемым Президентом Украины, как это принято во всем мире.

В последнее время участились выступления в печати, в которых проводится мысль, что в Украине очень много ученых — даже на 1000 человек больше на 1 млн. жителей, чем во Франции. Это лукавые цифры. К счастью, ЮНЕСКО ведет такого рода статистику. Мы должны ориентироваться на такие страны, как Франция, Англия, ФРГ, которые имеют сравнимый с нами научно-технический потенциал. Там 70 ученых на 10 000 населения (США — 107), а мы имеем сегодня 26, а завтра будем иметь еще меньше. Не «сокращать» надо науку в Украине, а развивать ее.

Второй путь уничтожения украинской науки оказался еще более действенным — экономическое ее уничтожение. За восемь лет независимости выделение средств на науку уменьшилось с 3,5% от ВВП до, фактически, 0,15%. Это уменьшение осуществлялось на фоне резкого уменьшения самого ВВП. Вместе с тем хорошо известно, что выделение средств в размере меньше 1% от ВВП приводит к распаду науки. И все предостережения ученых об этом действия не возымели. Тем временем президент США решил продемонстрировать путь Америки в XXI век и начал в канун нового тысячелетия научные чтения прямо в Белом доме. Весьма примечательно, что первая лекция была прочитана известным английским ученым, профессором Хекингом — мозгом науки в прямом и переносном смысле этого слова. Хекинг занимается фундаментальной наукой — проблемой времени. Этот блестящий ученый заведует кафедрой Ньютона и ведет весьма активный образ жизни — он пишет монографии, читает лекции и разъезжает по всему миру. А между тем, он очень болен и активным у него остался только мозг и несгибаемая воля, даже говорит он через специальный синтезатор речи. Он демонстрирует всему миру волю сильной личности и тягу человека к новым знаниям. «Пример Клинтона» довольно характерен для иллюстрации понимания роли науки американской политической элитой.

Мы же подошли к XXI веку с другим «достижением» — после которого о науке в Украине, может быть, уже не придется говорить. Когда Верховная Рада приняла Закон о науке, ученый мир Украины вздохнул с облегчением. Было законодательно закреплено финансирование науки в 1999 году — в размере 1% от ВВП. Но еще не высохли чернила на подписях, поставленных под Законом, как Кабинет Министров представил на утверждение проект бюджета, где эта цифра была уменьшена до 0,41% по сравнению с 0,54% в прошлом году. И наши законодатели ничтоже сумняшеся утвердили Закон о бюджете в таком виде. Зачем же было принимать Закон о науке, да еще конституционным большинством, чтобы его сразу же нарушать? Правда, господин В. Пустовойтенко на справедливое замечание депутатов о том, что Закон о науке не выполняется, бросил самоуничтожающую, на мой взгляд, фразу: не все законы, мол, выполняются. Какое же моральное право имеет правительство с такими взглядами требовать соблюдения законов от граждан?

Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что предложенная Кабинетом Министров цифра в 0,41% была не чем иным, как попыткой усыпить бдительность ученых и всех тех, кто понимает роль и значение науки. Так и произошло — очень скоро бюджет был секвестрован, и с учетом инфляции и падения гривни эта цифра фактически была уменьшена до 0,15% от ВВП.

Причем наибольшему сокращению подверглась наука — примерно на 23% при общем сокращении расходной части бюджета в 10%. Тем, кто это сделал, было понятно, что научные учреждения не смогут заплатить за потребленное в 1998-99 годах тепло и оно в отопительном сезоне 1999-2000 гг. включено не будет. На четыре месяца работа в институтах прекратится. Это время будет занято арбитражными судами, угрозами банкротства научных учреждений и развалом научных коллективов, что уже и происходит. Весна же уйдет на «зачистку» территории науки, и в канун нового тысячелетия наука Украины прекратит свое существование?

В выступлении на праздновании 80-летия Национальной академии наук Украины Президент нашей страны сказал, что без науки не может быть независимого и могущественного государства. Эти слова были встречены аплодисментами трех с половиной тысяч человек, сидящих в зале Дворца «Украина». Но прошло совсем немного времени и стало ясно, что в стране делается нечто совсем противоположное. Ассигнования на науку доводятся до такой величины, что даже библиотеки не комплектуются, материалы, необходимые для исследований, не приобретаются, материальная база науки не обновляется. Наш северный сосед Россия нашла возможным взять кредит у ФРГ в размере DМ 100 млн. на покупку современного научного оборудования, а наше правительство даже не думает об этом и с совершенным цинизмом предлагает погасить задолженность за тепло зарплатой научных сотрудников, которая и так уменьшилась до 60% тарифной ставки. Кабинет Министров разрешил институтам доплачивать ученым за научные степени при условии погашения задолженности по зарплате. При этом все понимают, что при нынешних условиях она не будет погашена никогда. Все это делает труд ученых непрестижным. Молодежь в науку не идет, а те молодые ученые, которые уже связали себя с наукой и имеют хороший научный рейтинг, защитив диссертацию, покидают страну и уже больше никогда в нее не вернутся. Ученые и депутаты Верховной Рады обратились к Президенту с открытым письмом в газете «Голос Украины» по вопросу бедственного положения науки, но ответом была тишина и усиление давления на научные учреждения по расчетам за тепло вплоть до вызовов в прокуратуру, арбитражных судов и угроз банкротства. А Кабинет Министров подкинул Президенту непосильную задачу — создание в следующем пятилетии президентского срока экономически независимого и сильного государства Украина без науки. Однако всем участникам этой операции «Наука Украины» следовало бы напомнить слова президента США Рональда Рейгана: «Мы даем деньги на науку не потому, что мы богаты, а мы богаты потому, что даем деньги на науку». И это единственный путь создания богатого и процветающего государства. На пути, избранном руководством Украины, его не создать. Украиной прилагаются большие усилия, чтобы интегрироваться в Европу. Но вхождение в европейские структуры предполагает членский взнос в размере 50 млн. экю ($70 млн.) на поддержку европейской науки. Польша — наш сосед — это уже делает. И получается интересная ситуация — развалив собственную науку, мы будем экономически поддерживать науку Западной Европы. Для Польши 50 млн. экю составляет 10% от бюджетных средств, выделяемых на науку, а у нас это почти 50% от того, что предусмотрено в проекте бюджета-2000.

Если Верховная Рада и Президент страны не положат конец этим неблаговидным играм с наукой, то мы рискуем войти в XXI век как слаборазвитая страна, страна-попрошайка, страна — сырьевой придаток развитых стран мира. Это очень обидно, но ученые сделали все, от них зависящее, чтобы исправить эту ситуацию. Кабинет Министров не понимает, что наука — это его последняя надежда по выводу страны из экономического кризиса, в котором она очутилась.

Пока писалась эта статья, появился проект бюджета-2000. В нем расходы на науку предусмотрены в размере 0,36% от ВВП. Мы не знаем, кто конкретно предложил эту цифру, пренебрегая Законом о науке и постановлением Верховной Рады, но одно можно сказать — фактически Кабинет Министров делает все, чтобы превратить нас в отсталое государство. Эти 0,36% можно и не давать, так как в 2000 году науки в Украине уже практически не будет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать