Перейти к основному содержанию

Время и Коппола

20 мая, 20:00

Странно: фильм «Молодость без молодости» должен был стать при других обстоятельствах если не сенсацией, то, по крайней мере, серьезным событием для любителей хорошего кино. А так — прошел по экранам незаметно, будто его и не было. Дело даже не в том, что фильм является экранизацией новеллы интереснейшего румынского писателя, религиоведа, философа и историка Мирчи Элиаде — ведь киноверсии его произведений можно пересчитать на пальцах одной руки. Просто режиссер картины — Френсис Форд Коппола (если кто, может, забыл, напоминаю: «Апокалипсис сегодня» и «Крестный отец»).

Ученого-языковеда Доминика играет Том Рот — лучший исполнитель главных ролей у независимых американских и английских режиссеров благодаря его амплуа утонченного неврастеника. От Рота требовалось воплотить два абсолютно разных возрастных состояния своего героя: от 70-летнего старика до цветущего мужчины, в которого Доминик превращается после удара молнии, получая в придачу еще и паранормальные способности. Актеру все удалось, хотя роль для него, наверное, слишком спокойная, почти без эмоциональных взрывов, по части которых Рот настоящий мастер.

Основной же темой фильма является время, точнее — отношения человека со временем. Обретя благодаря прямому вмешательству небес вторую молодость, герой Рота пытается дойти до первоисточников языка, найти единственный праязык, на котором говорили первобытные люди. Такую возможность ему дает встреча с Лаурой, как две капли воды похожей на Веронику (обеих играет Александра Мария Лара), — трагически утраченную любовь ученого. После аналогичного инцидента — удара молнии — у Лауры появляется чудесный дар перевоплощаться в свои предыдущие жизни и в состоянии транса разговаривать на древних языках. Для этого герою Рота достаточно лишь признаться ей в своих чувствах, пока возлюбленная спит. После каждого такого признания, с каждым сеансом, то бишь с каждым приступом, она подступает все ближе к необходимым Доминику первоисточникам, но при этом стремительно стареет, теряет жизненные силы. Между прочим, благодаря такому сюжетному ходу «Молодость без молодости» является рекордом, учитывая количество звучащих в фильме языков: мальтийский, итальянский, английский, румынский, русский, немецкий, санскрит и древнеегипетский... Но это разнообразие не радует, так как Доминик предстает перед сложным выбором: или снова потерять любимую, или отказаться от дела всей своей жизни.

В действительности фильм Копполы напоминает скорее сказку, романтическую легенду. Визуальное решение завораживает: поразительная работа с цветами, прекрасная пластика каждого кадра и каждой сцены; в целом «Молодость...» — это нечто наподобие импрессионистического полотна-воспоминания о Европе, которой уже нет. Именно за это, а еще за хорошую работу главного актерского дуэта фильму можно простить и драматургическую разбалансированность, и досадную оборванность важных сюжетных линий, и явную нехватку убедительных ролей второго плана. Все-таки это не столько кино, сколько красиво нарисованная литература. Впрочем, Коппола как живой классик может себе это позволить.

Печально другое — полузабвение, в которое погружаются великие, еще действующие художники. Время не только расставляет все на свои места, но и бывает совершенно несправедливо.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать