Перейти к основному содержанию

Вселенский патриархат собирается произвести ревизию истории

01 апреля, 00:00

В конце марта швейцарское издание «Daily Zeitung» предало огласке весьма интересные сведения, связанные с новым поворотом в отношениях между Константинопольским и Московским патриархатами. По сообщению некотоего титулярного епископа из окружения митрополита Мелитона и Вселенского патриарха Варфоломея I, пожелавшего остаться неизвестным, Константинопольский патриархат (КП) планирует начать практическую ревизию решений, принятых в 1686 году Царьградским патриархом Дионисием. Тогда, под давлением обстоятельств (политическая воля Великого визиря Османской империи, а также 120 соболей и двести червонцев, привезенные в подарок московскими послами) были проигнорированы исторические интересы Царьграда в пользу однодневных — патриарх Дионисий согласился на передачу Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата (МП). Хотя с того времени прошло уже более 300 лет, КП не смирился с потерей. Так, в 1924 году, в «Патриаршем и Синодально-Каноническом Томосе» патриарха Грегора VII говорится: «Отделение от Нашего Престола Киевской митрополии (1686 года) и православных митрополий Литвы и Польши, зависящих от Киевской, а также приобщение их к Святой Московской церкви состоялось не согласно каноническим правилам».

И вот Вселенский патриархат опять возвращается к этой проблеме. Согласно с упомянутым швейцарским изданием, речь идет о том, чтобы вместе с «излюбленным братом нашим Всесвятейшим патриархом Алексием II» постепенно, шаг за шагом, обсудить возможные изменения на православной карте мира, прекрасно осознавая, что это будет сложный, болезненный и длительный процесс. Правда, однако, на стороне КП, считает информатор швейцарского издания. К тому же изменились политические обстоятельства. Поскольку до распада Российской империи и Советского Союза существовали если не канонические, то по крайней мере логические основания вхождения Украинской церкви в состав МП — тогда Украина была частью империи и имел силу принцип поместности. На сегодня такое оправдание отсутствует.

Почему именно сейчас поднимается давнишнее церковное дело? Скорее всего из-за того, что в середине февраля в интервью греческому журналу патриарх Алексий II заявил, что не существует теологических возражений против того, чтобы Московская церковь заняла первое место в православном мире, а Московский патриархат стал вторым (вместе с католическим Римом) полюсом христианства. То есть было сказано открытым текстом, что Третий Рим, Москва, собирается поменяться местами со Вторым Римом, Константинополем. А православные политики с Фанара (Стамбул) давно подсчитали, что после подчинения Константинополю церквей Украины, Беларуси и Литвы, которые когда-то были частью Киевской метрополии, КП станет наибольшей православной церковью мира.

Еще одно, «незначительное», обстоятельство — ни одну высокую сторону не интересует мнение украинских православных по поводу этого исторического противостояния. Как будто бы нас, необразованных язычников, только вчера окрестили греческие миссионеры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать