Вы должны выжить
Чтобы платить налогиИ вот что бюджет грядущий нам готовит. А точнее, обещает. Не поверите, но бюджетом предусмотрен (как и всегда) рост внутреннего валового продукта (ВВП), объем которого в следующем году правительство еще в июне спрогнозировало на уровне 112 млрд. грн. (это на 9,8 млрд. грн. больше, чем в году текущем). Но это далеко не все.
Согласно новым расчетам Минфина (произведенным с учетом нынешней социально-экономической ситуации, то есть падения гривни), ВВП в 1999 г. составит 117 млрд. грн. (а если, как то прогнозируют операторы финансового рынка, гривня перешагнет верхнюю границу нового валютного коридора, ВВП «на бумаге» может быть еще больше). Так что Кабмин, «приказавший» валовому продукту прирасти на 1%, может полноправно считать такой бумажный прирост своей заслугой. Однако, несмотря на будущие достижения ВВП, доходная статья бюджета скромно ограничилась цифрой 19,2 млрд. грн. (внешний долг, увеличившийся с января на 21%, еще в июле составлял 37,8 млрд. грн., что больше будущего дохода в два раза) и то при условии полной (очень интересно) оплаты всех налогов и сборов (на 1 сентября текущего года бюджетная недоимка равнялась 8,2 млрд. грн.). Расходы, вроде как направляемые прежде всего на финансирование зарплат, соцвыплат и пенсий, прогнозируются до 22,9 млрд. грн. Для сравнения: расходная статья бюджета-98 (когда государство уже «было должно» и шахтерам, и учителям, и врачам) составляла 24,48 млрд. грн., после секвестра Президента — 20,4 млрд. грн.
Словом, и хотел бы надежду иметь, да зацепиться ей не за что. К тому же подписанная премьером бюджетная версия с дефицитом в 0,7 млрд. грн. — не последняя. Специалисты Минфина, погрузившись в сладостный мир цифр и отчетов, обещают к 15 октября «наваять» новый, откорректированный бюджет. Однако практика бюджетов нынешних показывает, что ждать особо нечего. Не хватает у нас пропорциональности. Со слов министра экономики Игоря Митюкова, в начале сентября выяснилось, что по отдельным статьям (по каким?) доходы увеличатся на 2,8 млрд. грн., но в целом снизятся на 3,3 млрд. грн. Чтобы так «каламбурить», недостаточно быть министром, тут талант нужен. И он имеется, причем в треугольнике Банковая — Садовая — Грушевского распространяется с завидной скоростью. Так, например, И.Митюков считает, что под пропорциональностью сокращения отдельных видов расходов «следует понимать пропорциональное сокращение незащищенных статей расходов по всем распорядителям бюджетных средств». В парламенте выяснилось, что рецепта пропорционального сокращения нет, но переговоры на уровне Президент — правительство — парламент ведутся. Между тем, со слов премьера известно, что на конец текущего года бюджет ожидает 3,57 млрд. грн. поступлений. На обслуживание госдолга необходимо 3,94 млрд. грн., а «на другие бюджетные расходы» — 2,51 млрд. грн.
Теперь о будущих доходах. Ставка сделана, как всегда, на налоги и приватизацию. С налогами понятно: они по-прежнему давят предпринимателей, не первый год ожидающих рождения цивилизованного налогового кодекса. С приватизацией интереснее. Проект госпрограммы приватизации на будущий год обещает бюджету 800 млн. грн. (в расчеты не входит доход от пока многообещающего разгосударствления «Укртелекома»). Причем программой запланирована лишь денежная приватизация. Однако пока окончательно не ясно, закончится ли сертификатное разгосударствление в текущем году. Не исключено, по словам коммуниста Владимира Моисеенко, что выдача и использование сертификатов продлится «на столько, на сколько захочет тот или иной человек». То есть в принципе скромная и особой погоды (глядя на расходную часть бюджета) не делающая цифра обещанных приватизационных доходов может вновь оказаться, мягко говоря, нереальной. Опыт текущего года тому подтверждение: из обещанных 1,04 млрд. грн. от разгосударствления получен лишь 241 миллион. Правда, Фонд госимущества, очевидно таки желая обрести легитимного руководителя, во вторник выставил на денежную продажу акции приватизируемых предприятий чистой стоимостью 1,3 млрд. грн.
В итоге, абсолютно очевидно, что прожить с таким бюджетом без новых заимствований Украина не сможет. Без новых кредитов государство не может даже по своим долгам рассчитаться. А это значит, что главный доходно-расходный документ страны может быть дорассмотрен и секвестирован еще не раз. Так что прятать галстуки правительству и Президенту не стоит — впереди очередные миссии международных финансовых организаций, очередные кредиты, проценты, долги. Народу приказано как-то выжить, хотя бы для того, чтобы вовремя уплачивать налоги.
Выпуск газеты №:
№177, (1998)Section
Панорама «Дня»