Выбор объекта
или Парламент, который ничего не решаетНынешняя предвыборная кампания в России напоминает политическую жизнь даже не Советского Союза, а, например, Германской Демократической Республики. Советские люди жили в однопартийном мире и голосовали за единый и нерушимый блок коммунистов и беспартийных, так что, когда появились альтернативные выборы, разные политические партии и их лидеры, дебаты и прочая мишура отжившего свое буржуазного общества, всем сразу стало очень интересно жить и голосовать. А в ГДР многопартийная система была всегда. Но, несмотря на ее существование, опять-таки всегда было точно известно, сколько мест в Народной палате получит СЕПГ, а сколько — ее товарищи по строительству социализма из Христианско-демократического союза или Крестьянской демократической партии. Зато предвыборные кампании проходили очень разнообразно — руководители различных политических партий ездили по совхозам и заводам, встречались с трудящимися, произносили лозунги и радовали собравшихся своей приверженностью делу товарища Эриха Хонеккера (Вальтера Ульбрихта, Вильгельма Пика — неважно). Трудящиеся за предвыборной кампанией следили лениво, они точно знали, что выборы мало что изменят в процессе социалистического строительства, товарищ Хонеккер в любом случае будет избран председателем Госсовета ГДР, и все будет хорошо. То есть так же, как было.
Предвыборная кампания в России как раз и напоминает выборы в ГДР, только улучшенные — есть альтернатива, нет квоты, но, во-первых, все знают примерно, кто сколько получит, а во-вторых, знают, что каким бы ни был расклад мест в Государственной думе России, он мало что изменит, так как четыре года работы предыдущего парламента продемонстрировали: парламент не является субъектом политического процесса в России. А скорее объектом. За думское законотворчество идет борьба «олигархов» и властных группировок, но только к самим депутатам она не имеет особого отношения — в конце концов, они голосуют так, как это необходимо победителю в этой борьбе. Собственно, так уже было в ельцинские времена, только тогда разнообразие группировок позволяло создать иллюзию парламентской дискуссии. А сейчас группировок стало меньше, и они предпочитают дискутировать между собой где-нибудь вне парламентских стен. Дума опустела, перестала быть местом для серьезной политической деятельности, скорее — одним из рядовых сюжетов телевизионных новостей.
Теперь, по логике этого текста, необходимо перейти к описанию расклада сил в Думе завтрашних выборов. Только непонятно, зачем. Вот «Единая Россия» — официально партия власти, которая вместе с президентом. И должна получить большинство мест в нижней палате парламента. Но в самой этой партии идет непрестанная борьба лидеров, групп, группировочек, региональных кланов… И важно не то, сколько у «Единой России» будет мест, а то, насколько стабильной будет ситуация в стране во время работы Думы — потому что в кризисной ситуации, если партия власти перестает быть вместе с президентом, оказывается, что, кроме этого лозунга, ее членов вообще ничего не объединяет. Не говоря уже о том, что никакой политической или экономической платформы у партии власти нет и быть не может — и ее лидеры этим заслуженно гордятся, потому что поддержка президента во всем оказывается лучшей платформой для электората единороссов. Теперь коммунисты. У них будет второе место, если не первое. Впрочем, утверждают, что рейтинг КПРФ уменьшился, и в этом немалую роль сыграла пропаганда государственных СМИ, которые настойчиво убеждали коммунистический электорат, что Зюганов с товарищами — не настоящие коммунисты.
Ну и что с того? Ведь в России уже была Дума, в которой коммунисты имели большинство, — и оказалось, что Компартия также управляема и встроена в систему, как и остальные партии, разве что нужно в большей степени считаться с ее популистскими лозунгами. Распределение оставшегося числа мест вообще неважно. ЛДПР Жириновского за это десятилетие продемонстрировала уникальную способность договариваться с властью по любому вопросу, так что политические лозунги лидера партии, которыми можно пугать детей в интеллигентных семьях, — это исключительно для выборов, после них Владимир Вольфович немедленно превращается в респектабельного чиновника, изогнутого в позе «чего изволите?». Теперь демократы. Союз правых сил на прошлых выборах в парламент добился успеха, позиционируясь как вторая — после «Единства» — партия поддержки Путина. Помните предвыборный лозунг? «Путина — в президенты, Кириенко — в Думу!» Тогдашний лидер СПС, экс-премьер Сергей Кириенко встречался с премьером Путиным и вручал ему экземпляр экономической программы правительства, а после выборов стал представителем президента в Поволжье. Сегодняшний лидер СПС Анатолий Чубайс тогда поддерживал войну в Чечне, а сейчас за три дня до выборов прокатился в Киев, чтобы рассказать нам о «либеральной империи». Конечно, отдельные лидеры СПС могут быть симпатичны, но важно честно ответить на вопрос: многое ли на самом деле изменится от количества мест этой партии в российской Думе? Еще одна демократическая партия — «Яблоко» Явлинского. На прошлых выборах Григорий Алексеевич выступал как оппозиционер. За прошедшие годы он сумел установить неплохой контакт с частью президентской администрации — как раз той, где не любят СПС, и сумел даже накануне выборов поговорить с президентом Путиным об экологии. Опять-таки: кому-то может быть симпатичен Явлинский, но многое ли на самом деле изменится от количества мест его партии в российской Думе? И наконец, еще одна партия, которая может в Думу попасть — «Родина» Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина. Уже сам факт присутствия в организации Глазьева, которому Борис Березовский активно помогал на выборах губернатора Красноярского края (тогда Березовский еще не был врагом нынешней власти), и Рогозина, являющегося, между прочим, представителем президента России на переговорах с Евросоюзом, убеждает, что «Родина» — сила, искусственно созданная и управляемая, этакий «патриотический филиал» «Единой России». И если ее фракция появится в Думе, она вряд ли чем-то запомнится, кроме громких заявлений в адрес соседних стран. Голосовать будут как надо. Так стоит ли удивляться, что при таком раскладе политических сил в России постоянно растет число голосующих против всех?
Выпуск газеты №:
№222, (2003)Section
Панорама «Дня»