Перейти к основному содержанию

Высшая школа: по старым лекалам реформ не проведешь

01 сентября, 00:00

В Украине сегодня начался новый учебный год. О том, что он будет необычным для школьников, накануне много и говорили, и писали. А чего ждать от него студентам? Около тысячи учебных заведений распахнули перед ними свои двери. А что происходит за этими дверями? Произойдут ли в этом году изменения к лучшему в системе высшего образования?

Как сообщил Михаил Степко, заместитель министра науки и образования, в этом учебном году намечаются пути решения таких проблем, как обучение инвалидов в вузах, реальное содействие трудоустройству выпускников, разрешение социально-бытовых вопросов студентов. Предусматривается введение специальных стипендий для студентов, обучающихся по специальностям, в которых остро нуждается в наше государство. Особое внимание планируется уделить и подготовке младших специалистов (их раньше называли учащимися техникумов, колледжей и училищ) как высококвалифицированных рабочих рук. Больше внимания будет уделяться организации и проведению студенческих научных олимпиад. Предусматривается более широкое использование виртуального обучения (через Интернет) для получения конкретных знаний. Кстати, при Харьковском университете радиоэлектроники уже создан виртуальный университет.

Школы сегодня готовятся стать 12-летними. Уже с этого года начинается целый ряд нововведений. Реформирование школы, безусловно, отразится и на высшем образовании. В связи с тем, что учиться будут дольше, возможно, из вузовских курсов технических вузов исчезнут такие предметы, как украинский язык, «українознавство», история Украины, так как эти предметы уже будут основательно изучены еще в школе. После введения 12- балльной системы оценок для школьников придется поразмыслить и над реформированием системы оценивания знаний и в вузах. Реформы школы будут учитываться и в разработке стандартов высшего образования.

Сегодня Украина стремится выйти в мировое образовательное пространство, в первую очередь — европейское. Ратифицирование в прошлом году Верховной Радой Лиссабонской конвенции было направлено на развитие более цивилизованных отношений нашего государства с европейскими странами по вопросам образования. В этом году к украинскому диплому разработано приложение в виде диплома европейского образца. Фондом «Відродження» студентам Украины предоставляются стипендии для обучения в вузах США, Великобритании и Центральном европейском университете (Польша, Венгрия). Такое обучение предусматривает обязательное возвращение в Украину для работы по специальности.

Так, группа выпускников западных вузов, вернувшись в Украину, создала Центр инноваций и развития , чтобы применить к украинским реалиям те новации, в частности в образовании, которые видели в университетах Америки, Канады, Великобритании. Исполнительный директор Центра инноваций и развития Александр Сидоренко , выпускник Киевского университета им. Тараса Шевченко, Института государственного управления и самоуправления при Кабинете Министров Украины и Матиобского университета в Канаде, считает, что программы наших вузов слишком перегружены материалом для запоминания, что положительным отличием программ обучения в западных вузах является изучение всех противоречий во взглядах на предмет, проблему. Это приучает студентов думать и аргументировать свою позицию.

Сегодня готовится для принятия во втором чтении закон «О высшем образовании». Чем он будет отличаться от закона, принятого в первом чтении, сказать пока трудно. Слишком много проблем и очень много различных мнений относительно путей их решения. Нынешняя система сертификации и аккредитации вузов требует существенной доработки. Эти процедуры очень громоздки и их следует упростить, а также поработать над механизмом объективности выводов.

Много разногласий по содержанию ступенчатости образования. Например, степень «специалист» предлагают ликвидировать потому, что на Западе в вузах только две ступени, и наших «специалистов» там приравнивают к бакалаврам. Имеются же и серьезные аргументы против такого решения. Размыто и само представление о том, чем должны отличаться программы обучения различных ступеней. А как определить, сколько государству необходимо магистров, а сколько бакалавров?

Высказывалось предложение закрепить на государственном уровне положение о том, что специалист, который закончил учебное заведение 2 уровня аккредитации, должен получить квалификацию ниже, чем специалист такого же уровня, но вуза 3-4 уровня аккредитации. Это прозвучало на Всеукраинской практической конференции «Современное состояние высшего образования в Украине: проблемы и перспективы» , которая проводилась этим летом в Киеве.

Константин КОРСАК, заведующий отделом Института высшего образования АПН Украины, видит основную проблему в том, что сегодня информационные потоки уже проконтролировать невозможно и что в связи с этим меняется роль преподавателя, который уже перестает быть главным источником знаний.

Увеличение количества студентов за последние годы не повлекло за собой достаточного увеличения бюджетных затрат на образование. Вследствие этого вузам приходится играть по правилам прибыльных организаций — бороться за студента, способного оплачивать свое образование. А что делать талантливому, но бедному? Кредитов на образование пока очень мало, а программы, направленные на поддержку талантливой молодежи, не настолько велики, чтобы помочь всем, кто заслуживает этого. Качественного бесплатного образования быть не может — бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Так кто же будет платить? За границей одними из самых выгодных вложений являются вложения в образование. Что нужно сделать, чтобы это стало выгодным и у нас?

Под влиянием времени резко меняются ценностные ориентиры молодежи, зачастую они совсем не совпадают с ориентирами многих преподавателей, средний возраст которых говорит о значительном постарении преподавательского состава наших учебных заведений. Высокопатриотические призывы сегодня не срабатывают. Молодежь смотрит на вещи с практической точки зрения. А в воспитательном плане с ней по-прежнему продолжают работать в лучших советских традициях: «Важно вместе со студентами сделать вывод, что…» — а дальше очень красивые и безупречно правильные слова о патриотизме в методических рекомендациях к проведению первой лекции в 2000 — 2001 учебном году. Почему заготавливаем вывод? По прежнему приучаем ждать от кого-то готовых решений и угадывать желаемый ответ преподавателя? Устаревшие методики ведут к формированию устаревшего сознания. И как с таким сознанием осуществлять прогресс?

Однако очень хочется верить, что украинское высшее образование будет постепенно справляться с решением проблем. Тем более, что еще многое и многое нужно проверять на практике, теоретически прогнозировать результаты не всегда представляется возможным. Большие надежды в этом направлении возлагаются и на очень молодой пока Институт высшего образования АПН Украины, который, определив концептуальные позиции, уже приступил к фундаментальным исследованиям и серьезным разработкам. В этом году открылись научно-исследовательские центры в вузах Харькова, Львова, Одессы, Днепропетровска, а также созданы экспериментальные площадки в учебных заведения Луганска и Харькова. Исследовательская работа набирает обороты.

Говорят, что, если у вас нет проблем, то вы упустили что-то самое важное. Судя по количеству проблем , которые нам видятся в системе высшего образования, можно предположить. что самое важное мы не упускаем, значит нам есть на что надеяться.

КОММЕНТАРИЙ

ХОВЕЦКИЙ: «Главное препятствие на пути прогрессивного развития украинского образования имеет факторы внешние и внутренние. К внешним относятся проблемы экономики, которые порождают коррупцию в образовании. Коррупция в образовании — это не проблема психики, этики и морали преподавателя, а проблема экономики. Платное образование (с предоставлением бесплатного только для особо одаренных детей, но за которых кому- то тоже нужно будет платить) решит эту проблему.

К внутренним проблемам относятся проблемы, связанные с формальным введением степеней образования, с ориентацией на раннюю узкую специализацию. Рынок труда диктует необходимость смены специальностей до 4-6 раз в жизни, а для этого требуется фундаментальное образование, которое и позволит в течение жизни овладевать различными знаниями и навыками, необходимыми для смены профессий. Да уже и сегодня около двух третьих выпускников вузов работают не по специальности.

Решению многих проблем высшей школы помогает и система анонимного тестирования, используемая в Академии уже не первый год, и над введением которой во всех вузах Украины и работает сегодня Министерство науки и образования.

Президент Киево-Могилянской академии Вячеслав БРЮ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать