Выйти из болота
Последняя десятидневка мая, едва не поставившая страну на грань гражданской войны, к счастью, завершилась хэппи-эндом. Впереди — выборы. Но теперь населению страны будет очень трудно доверять не только противоречивым решениям власти, но и высшему пристанищу справедливости в стране — судам. К сожалению, и они представили обществу не одно нелицеприятное доказательство своей зависимости и, следовательно, коррумпированности...
В эти дни в Киеве прошла презентация результатов общенационального исследования о состоянии коррупции в Украине, выполненного Киевским международным институтом социологии по заказу Менеджмент Системс Интернешнл при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Среди главных итогов исследования, в частности, отмечается, что у опрошенных граждан Украины очень низкий уровень доверия к власти как на всех ее уровнях, так и на всех ее ветвях (лишь 10-16% опрошенных сказали, что глубоко доверяют правительственным чиновникам). Самым большим доверием пользуются городские и поселковые органы власти — около 23% респондентов. Опрошенные подозрительно относятся к мотивам, которыми руководствуются чиновники в своей деятельности, считая их (эти мотивы) корыстными. Граждане Украины отмечают, что их лидеры демонстрируют очень низкий уровень политической воли к борьбе с коррупцией. При этом большинство уверено, что борьба с коррупцией является прерогативой Президента, но лишь 21% респондентов отметили, что у него имеется политическая воля для такой борьбы.
Впрочем, как говорится, каждый народ заслуживает своих правителей. В исследовании отмечается, что в Украине «культура коррупции приобретает разрушительные признаки — все большая доля населения считает коррупцию оправданной». При этом граждане страны уверены также и в том, что уровень коррупции и, в частности, взяточничества в последнее время повысился.
Где же основные гнезда этого позорного и разрушительного явления? Исследование выявило, что самая сложная ситуация в здравоохранении, милиции, жилищно-коммунальном хозяйстве, на таможне, в судах, прокуратуре и в высшей школе. Добавим от себя, что, по-видимому, не произошло особых изменений и в сфере возмещения НДС, являющейся коррупционной кормушкой для немалого чиновничьего отряда.
Но как тут расставить приоритеты? Думается, все же наибольший вред стране наносит именно коррупция в судебной системе. И не только потому, что здесь почти открыто существуют тарифы для каждого типа решений, которые совершенно неподъемны для обычных граждан. Следовательно, далеко не все опрошенные могли иметь соответствующую информацию. Несомненно, самый большой вред коррупционные решения судебных властей наносят моральному климату в стране. Ведь если закон нарушает сам суд, то простой гражданин, а уж тем более чиновник, не обладая высоким правовым сознанием, легко может придти к выводу, что и для него закон не писан...
Как с этим бороться? Украина, как известно, подключилась к выполнению так называемой Пороговой программы корпорации «Вызовы тысячелетия» и такого ее проекта, как «Содействие активному участию граждан в противодействии коррупции в Украине», предусматривающего мониторинг и улучшение ситуации в самых опасных секторах и, в частности, в первую очередь в судебной системе. Конкретные меры для этого разрабатываются, хотя и далеко не так быстро, как бы этого хотелось. Еще медленнее едет телега реальных изменений. И все же кое-что заслуживающее внимания уже происходит. В той же последней декаде мая случилось событие, оставшееся почти незамеченным, хотя в перспективе может иметь для нашей страны более чем положительные последствия именно в плане противостояния коррупции. Студенты Академии адвокатуры под руководством общественной организации Левит-Институт Международного Развития (США), созданной ведущими американскими специалистами права с целью совершенствования юридической системы Украины, продемонстрировали всем желающим (к сожалению, ими оказались в основном студенты того же вуза) технологию ведения процесса в американском суде присяжных. Естественно, это был всего лишь небольшой спектакль на английском языке, в котором у каждого участника была своя, отрепетированная заранее, роль и, естественно, свой уровень исполнительского мастерства.
Но, пожалуй, главными на этом процессе выглядели не государственный обвинитель и даже не настоящий американский судья, который, продолжая свою просветительскую функцию, то и дело помогал сторонам выпутываться из юридических коллизий. Молчаливая, но весьма перспективная роль, особенно для Украины с ее в значительной мере коррумпированной судебной системой, была отведена присяжным заседателям. Именно им предстояло принять решение и рассудить подозрительного гражданина, обвинявшегося в распространении наркотиков, и полицейского, манкировавшего и, возможно, не случайно, своими обязанностями.
Признаться, автор из-за журналистского цейтнота не смог дождаться вердикта присяжных. Но дело, как представляется, совсем не в нем. По-видимому, Украине пора уже, следуя Конституции и опыту многих стран, допустить своих граждан к непосредственному участию в судопроизводстве. Причем не только в уголовных делах. Нынешний политический кризис продемонстрировал мудрость нашего народа. Так почему же не использовать это его качество для того, чтобы излечить судебную систему от коррупции? Стоит ли ждать, пока и нынешние студенты- правоведы, еще свято верящие в высшую справедливость закона и суда, погрязнут в этом грязном болоте?
Выпуск газеты №:
№85, (2007)Section
Панорама «Дня»