Является ли министром министр обороны?
Министр обороны Александр Кузьмук заявил, что «очень удивлен» высказываниями председателя ВР Александра Ткаченко в связи с тем, что он не явился на совещание к спикеру, сообщает агентство Интерфакс-Украина.
Министр напомнил, что существуют «общевойсковые уставы, которые утверждены Верховной Радой», согласно которым его непосредственным руководителем является Верховный Главнокомандующий — Президент Украины. «Никто, кроме него, не может меня вызвать», — заявил А.Кузьмук.
Не будем сейчас выяснять, прав ли Александр Ткаченко, вызывая к себе министров-силовиков, которые действительно ему не подчиняются. Не будем также акцентировать внимание на том, что министр обороны мог бы проявить уважение к законодательному органу и посетить спикера. Остановимся на другом важнейшем моменте, а именно — на словах Кузьмука, что он подчиняется только Президенту.
Существует укоренившееся мнение относительно силовых министров о том, что они находятся «в ведении» Президента, которое разделяют не только сами эти министры вкупе с Президентом, но и многие журналисты и депутаты. Между тем знакомство с Основным законом дает понять, что это не более чем заблуждение. В Конституции нигде не сказано, что министр обороны и прочие силовые ведомства подчиняются напрямую Президенту. Напротив, будучи членами Кабинета Министров, они коллективно являются «высшим органом в системе исполнительной власти» (ст.113), к которой Президент имеет весьма опосредованное отношение, и уж точно не является ее руководителем. Единственная «зацепка» обнаруживается в ст. 106 п. 17, в которой говорится, что Президент «осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны». Впрочем, что означает «руководство» совершенно неясно, так же как и неясны границы этих «сфер». Что конкретно относится, к примеру, к сфере национальной безопасности, чем, собственно, «руководит» Президент? Поскольку, повторяю, никаких прямых указаний по поводу подчиненности силовых министров нет, то можно предполагать, что п. 17 ст. 106 нужен для объяснения существования такого конституционного органа, как Совет национальной безопасности и обороны при Президенте, в который входят все силовики. Однако Совет — он и есть совет, никаких исполнительных полномочий он не имеет.
В этом вопросе есть еще один принципиальный аспект. Конституция предполагает, что организация органов власти должна быть полностью в ней отражена и никакие вольные толкования тех или иных статей не могут ее изменить. Иначе говоря, для властей существует только то, о чем сказано в Конституции, вся остальная их «инициатива» неконституционна. Об этом говорится в статье 6: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией границах в соответствии с законами Украины». Для непонятливых фактически то же самое продублировано в ст. 18 «Органы государственной власти... и их должностные лица обязаны действовать только на основе и в границах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами». И последнее. Возможно, в каких-то законах и существует особая роль силовых министров и их тесная связь с Президентом. Для таких случаев существует статья 8: «Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны ей соответствовать».
Выпуск газеты №:
№176, (1999)Section
Панорама «Дня»