Юлия Тимошенко не будет премьером
Утро в кулуарах парламента началось с оживленного обсуждения «наездов» Президента на главу Комитета по вопросам бюджета Юлию Тимошенко — как на одного из главных соискателей премьерского кресла после 31 октября. Члены фракции «Батьківщина», заметно нервничая, сбивались в стихийные группы, обсуждая новость, и пытались достать «дословную запись» Л.Кучмы в прямом эфире Хмельницкого областного телевидения. Менее дотошным и заинтересованным все стало ясно еще накануне, из сообщений УТН: Леонид Данилович заявил, что «не намерен назначать Ю.Тимошенко на должность премьер- министра, поскольку она возглавляла структуру, через которую работал П.Лазаренко». И как бы теперь ни старался г-н Турчинов провести мысль о том, что «с Павлом Ивановичем работали все нынешние претенденты на премьерский пост», уже понятно, что г-жа Тимошенко проиграла тендер на «приобретение» премьерского портфеля. А то, что такие торги в последнюю до выборов неделю активизировались, и сомневаться не приходилось, особенно после того, как Кучма в «Эпицентре» затруднился назвать кандидатуру нового главы правительства.
Правда, идеолог «Батьківщини» Александр Турчинов полагает, что «пока что кандидаты в президенты говорят то, что хотят от них услышать их команды». По его мнению, и Леонида Даниловича команды подвели под ответ на вопрос о главе Кабмина, потому что «все команды, работающие с Кучмой, имеют кандидатуру своего премьера и заинтересованы в его назначении». А вот депутат Беспалый уверен, что такие коллизии возникают тогда, когда портфель обещан сразу нескольким. Впрочем, у г-жи Тимошенко были самые шаткие позиции, учитывая «связь» с Лазаренко, о чем ей тут же не преминули напомнить. Не помогла и экономическая программа выхода из кризиса, написанная «под Президента». Однако, г-н Турчинов, спасая положение, напомнил Л.Кучме, что «надо быть последовательным» — дескать, сказал, что правительство будет формировать парламентское большинство, так уже держи слово... Хотя бы до выборов. И вообще, «мне кажется, что надо сначала стать Президентом, а потом уже можно вести переговоры в реальной плоскости» — заявил депутат.
Конечно, других кандидатов в премьеры из числа депутатов Кучма не мог бы так беспардонно «размазать», опасаясь, что одной лояльной группой в ВР стало бы меньше. «С «Батьківщиной» такое исключено: стоит Ю.Тимошенко вспомнить о своей оппозиционности, и ей устроят, как минимум, «вариант Рабиновича», — злорадно сообщил бывший соратник Юлии Владимировны по «Громаде».
Так что максимум, что могла себе позволить вторая по величине парламентская фракция, так это проголосовать (для начала в первом чтении) за предложенный А.Морозом и Р.Зваричем закон о Президенте Украины, детально расписывающий процедуру импичмента главы державы, проект которого как раз вчера и появился в повестке дня. Нет никаких сомнений, что это попытка противостоять поиску механизмов роспуска ВР, который, по словам депутата Беспалого, ведется на трех направлениях: через СМИ, путем организации совещания с народом по поводу референдума о двухпалатном парламенте, и с помощью псевдозаконодательных инициатив. Но если по референдуму работают группы Волкова и Пинчука, а СМИ закреплены за СДПУ(о), то организация законодательных подтасовок возложена на пустовойтенковскую НДП. Такое интересное совпадение: именно вчера лидеры парламентской фракции НДП А.Карпов и Р.Бессмертный потребовали от ВР «в первоочередном порядке рассмотреть их проект закона о досрочном прекращении Президентом Украины полномочий ВР Украины». Инициаторы закона попытались увеличить число оснований для роспуска парламента, записав в своем документе, что «конституционным основанием для досрочного прекращения полномочий ВР является невозможность ВР в течение 30 дней начать свои заседания в режиме, установленном Конституцией и законом о регламенте ВР». Иными словами, «если на заседании парламента будут вычислены регламентные нарушения, то они тоже могут стать основой для роспуска ВР» — так прокомментировал корреспонденту «Дня» коварный замысел депутат Борис Беспалый. «А учитывая несовершенство закона о регламенте, любую оговорку можно подвести под грубое нарушение внутрипарламентского закона». По мнению Беспалого, «задача этого проекта — обслужить волевое решение Президента по роспуску ВР. Надо считать этот документ не законом, а проектом незаконного указа Кучмы о роспуске парламента». Это классический элемент подтасовки, который необходим для Президента, который уже упустил время для расправы с ВР по ельцинскому или лукашенковскому сценарию. Кстати, противники закона о Президенте Украины очень избирательно комментируют его ненужность, мотивируя тем, что «полномочия президента четко выписаны в Основном Законе». Но тогда возникает логичный вопрос — почему же конституционные прерогативы президента так рьяно охраняются, в то время, как парламентские пытаются подвергнуть ревизии и обструкции?
Выпуск газеты №:
№196, (1999)Section
Панорама «Дня»