Перейти к основному содержанию

Заблудились в приоритетах

Виктор НЕБОЖЕНКО: Неработающий институт прокуратуры — самое слабое место в украинской государственной машине
21 января, 19:22
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

В письмо, адресованное Генсеку НАТО Яапу де Хооп Схефферу, внесли правку. Как и прежде, в документе содержится просьба присоединить Украину к Плану действий по приобретению членства в Альянсе. Но к этому добавили уточнение: окончательное решение по вопросу вступления в НАТО примет украинский народ на референдуме. Он обязательно состоится, заверила намедни премьер. А Президент в интервью телеканалу «Интер» пояснил: от согласования Плана по вступлению страны в НАТО до непосредственного приобретения статуса члена Альянса обычно проходит несколько лет. «Кажется, в октябре правительством Януковича был утвержден План «Украина — НАТО». По содержательной части он ничем не отличается от Плана ПДЧ», — отметил также Виктор Ющенко. Тем не менее, Виктор Янукович заявляет, что фракция Партии регионов и дальше будет блокировать работу парламента. Новоиспеченные оппозиционеры считают, что Президент, премьер и спикер должны были посоветоваться с народом до того как отправлять письма Генсеку НАТО. Намерение блокировать пленарные заседания Рады из-за так называемого письма трех, с учетом того, что правительство Януковича также поддерживало евроатлантические устремления Украины, это позиция или поза? — спросил «День» у руководителя социологической службы «Украинский барометр». «Это попытка регионалов найти себя, не более», — предполагает Виктор Небоженко. О том, грозит ли эта попытка самоидентификации «сине-белых» периодическими сбоями работы парламента; о том, являются Президент и премьер соратниками или все же оппонентами; о том, почему распадутся три популярные нынче партии — ПР, БЮТ и НУ-НС, рассказал «Дню» г-н Небоженко.

— Виктор Сергеевич, как вы оцените последние события в парламенте? На пятницу, как известно, было запланировано много важных вопросов. Но вместо работы депутаты целый день муссировали тему НАТО и уже привычно блокировали трибуну. Это позиция новоиспеченной оппозиции или поза?

— Знаете, я не думаю, что профессиональные политики на Западе не понимают того, что украинская политическая элита очень молодая, незрелая, и отсюда, собственно говоря, все наши шараханья. На мой взгляд, то, что цепляются к Яценюку, дескать, он подписал это письмо как председатель Верховной Рады, это не представляет какую-то опасность, по меньшей мере, для оппозиции. Вот мужественная подпись Тимошенко — да, она играет свою роль, потому что Тимошенко пыталась играть в многовекторность. Да, кстати, тенденция: ранее у нас президенты играли в многовекторность, теперь играют премьер-министры. Так вот, поставив свой автограф под письмом о присоединении Украины к ПДЧ в НАТО, Тимошенко лишила себя поля для маневра — как в Кремле, так и на востоке Украины. Но это подчеркнуло ее позицию. Я думаю, что на самом деле Партия регионов, когда устраивает такие мероприятия (блокирование трибуны ВР. — Авт. ) в парламенте, ищет себя. Другими словами, регионалы тянут время, поскольку настоящая оппозиция должна заявить о себе точно с такой же политической программой, как любое парламентское большинство. Этого нет, они пытаются идти эмпирическим путем, то есть путем проб и ошибок, авось что-то получится. Поэтому я думаю, что и начало следующей сессии тоже стартует с какого-то сумбура. Однако понятно, что с точки зрения внешнего наблюдателя мы выглядим больным человеком Европы. Знаете, в XIX веке так говорили о Турции. Но все равно, думаю, моменты какого-то прогресса все-таки есть. Говорить, что парламент работать не будет, мне кажется, не приходится. Кроме того, есть чисто прагматичные обстоятельства, которые делают сумбурной работу нашей Верховной Рады, да и правительства также. Дело в том, что все кадровые назначения, которые сейчас должны происходить, не устраивают ни Ющенко, ни Тимошенко. Пример с тем же Жванией. Явно это пугает Тимошенко как премьер-министра и Ющенко. А как отказать Жвании? Никто не знает, как это сделать.

— Вы упомянули о сумбурности отечественной политики. В виду этого, можно говорить о том, что Украина является хотя бы более-менее прогнозируемым партнером на мировой арене?

— Нет, конечно. Вы обратите внимание, что все крупные международные организации и большие визиты, все это не происходит на Украине уже несколько лет. Большой мир замер в ожидании того, когда у нас, скажем так, ситуация «устаканится». Они хотят видеть не просто власть, у которой будет четкий политический курс на Запад, но они хотят видеть и политиков, которые им понятны или хотя бы прогнозируемы. Вот это большая проблема всех без исключения наших политиков. Ну, может быть, тут можно говорить о Ющенко, который откровенно стоит на прозападных позициях. Но этого мало. Речь идет о политической элите, которая действительно с 2004 года никак не может понять, чем ей заниматься и в какую сторону двигаться. И это, конечно же, делает очень сдержанными крупных политиков Запада в контактах с Украиной.

— И когда же это все, на ваш взгляд, «устаканится»?

— Не раньше следующих президентских выборов и не позже 2012 года. Потому, что эта, казалось бы, случайная удача с Евро-2012, на самом деле — некий знак Запада, что дальше они терпеть наш беспорядок не будут. То есть мы должны не просто построить стадионы, но мы должны стабилизировать и свою политическую структуру.

— А это реально?

— Посмотрим, еще три года впереди. Я вам скажу, что проблема не в нашем сумбуре — проблема в трех больших партиях, которые сейчас «варят борщ» в Украине. Партия регионов, БЮТ и НУ-НС. На самом деле, это переходные партии, они все должны развалиться и сформировать какую- то обычную буржуазную линейку парламентаризма от крайне правой до крайне левой. У нас же нет левых партий и нет националистических партий, вот в чем дело. Понимаете, это вообще поразительно! У нас все центристы и одновременно популисты. А потом, когда они приходят к власти, называют себя прагматиками. Это ужасно. И эти партии обязательно все распадутся. Вот этот фактор (а не досрочные или плановые президентские выборы), который даже не фиксируется нашими политологами, будет одним из самых разрушительных от 2008 до 2012 года. Не случайно, все эти три партии хотят императивного мандата, чтобы закрепить политический консерватизм надолго.

— Как вы оцениваете кадровую политику нового правительства?

— Мы все прекрасно понимали, что когда Партия регионов взяла власть, сформировала Кабмин там были довольно посредственные профессионалы, что бы они о себе ни думали. Но они не скрывали своих принципов: мы берем только своих. А коалиция показала еще более плохой принцип. Людей на местах назначали не по профессиональному принципу и не по лояльности, а в силу торга. Поэтому нынешнее правительство ничем не лучше, чем правительство Януковича. Профессионализма там очень и очень мало. А это значит, что к маю месяцу мы будем видеть коррупционные скандалы.

— Виктор Сергеевич, оппозиция, как молитву, ежедневно произносит прогноз о том, что вот-вот между Ющенко и Тимошенко пробежит черная кошка, вследствие чего правительство будет отправлено в отставку и может быть создана широкая коалиция в Раде. Упования регионалов понятны. Но вот намедни произошел некий каламбур в связи с визитом Юлии Владимировны в Москву. Сначала Банковая заявила, зачем ей ехать туда 23- го января, если на начало февраля запланировано заседание комиссии Ющенко — Путин. В итоге визит Тимошенко был вообще отменен. Это что — конкуренция Президента и премьера, ревность Ющенко?

— Знаете, на самом деле, ревность еще не сформировалась. У Ющенко более широкие связи с западными политиками, чем у Тимошенко. Сфотографироваться с Маргарет Тэтчер может, грубо говоря, любой, нужно иметь только очень хорошие деньги. И получить письмо от Саркози... Словом, это все не так просто, как кажется на первый взгляд. Проблема в другом. Возможно, он не пускает ее в Москву для того, чтобы сначала была какая-то договоренность по газу. Это очень серьезная проблема — пускай «Газпром» выяснит отношения с нашим «Нефтегазом» и пускай появится понятность и прозрачность. Приезд Тимошенко наверняка только все усложнит, поскольку россияне обязательно вопрос ценообразования на газ свяжут с политическими проблемами.

— Свяжут? Да газ и политика давным-давно намертво скрещены с политической конъюнктурой...

— Вот именно. Так вот, пусть лучше поедет сначала Дубина, который скажет: дескать, я к политике не имею ни малейшего отношения, давайте решать газовые вопросы. А если сразу приедет премьер- министр Тимошенко, мы окажемся в очень непростой ситуации. Почему? Потому что ей будут задавать вопросы типа: так вы идете в НАТО или нет? Будете ли вы поднимать вопрос о Черноморских базах в Крыму? И так далее, и так далее... Поэтому я не считаю, что ревность началась. Другое дело, если бы Тимошенко уже начала встречаться с ведущими деятелями Большой семерки. Вот тогда была бы ревность. Но, думаю, для возникновения этой ревности, нужно, чтобы она поработала премьер-министром года три, не меньше. Я не думаю, что мировое сообщество ждет Тимошенко только из-за того, что мы ее так все любим (смеется. — Авт. ).

— Премьер уже заявила о своих приватизационных планах на текущий год. Первые в списке — «Укртелеком» и Одесский припортовый завод. Чем могут закончиться для страны эти процессы?

— Понимаете, Юлия Владимировна сделала страшные вещи. Вместо того, чтобы начать второй этап экономических реформ, она решила просто раздать деньги. Она, по всей видимости, не читала историю... В Древнем Риме любой новый император, который приходил к власти, первым делом раздавал хлеб и деньги, чтобы завоевать популярность. Но это надо было делать постоянно. Я ее прекрасно понимаю — ей нужна сейчас приватизация для того, чтобы иметь деньги для постоянных выплат.

— Ваша экспертная оценка столь оперативного обнародования и вероятного такого же быстрого утверждения в Раде Правительственной программы «Украинский прорыв: для людей, а не для политиков». Некоторые аналитики говорят, что, дескать, команда Юлии Тимошенко пытается «протянуть» программу, обеспечив Кабинет годичным иммунитетом от отставки. Эта программа, по-вашему, иммунитет для правительства или, все же, путеводитель для страны?

— Вряд ли. Дело в том, что она не принимает близко к сердцу статус всякого рода программ. Вы зря думаете, что для нее это иммунитет, она ведь понимает, что есть всякие способы как работы в правительстве, так и вероятного ухода. И это более серьезные доказательства должны быть, чем правительственная программа. Она никогда не верила ни в какие программы. Давайте вспомним о том, что ее первая программа («Навстречу людям». — Авт. ) была вообще философская. Там был мир, дружба, гуманизм и так далее. И все пришли в ужас от такой программы, но она мило улыбалась и все. Поэтому нынешняя программа, вероятно, все же просто необходимая деталь, которую надо принять и забыть.

— Виктор Ющенко настаивает на как можно быстром изменении скандально известного Закона «О Кабинете Министров». Предложенный главой государства новый проект возвращает Президенту право вносить кандидатуру премьера на рассмотрение парламента, усиливает контроль гаранта над правительством и ограничивает влияние Кабинета Министров на региональную власть. Оппозиция назвала инициативу Президента шагом навстречу авторитаризму. Ваше мнение в этой связи.

— То, что Президент хочет вернуть себе все полномочия, потерянные в 2004-м году — вне всякого сомнения. Я не знаю, лучше это или хуже. Я вообще сторонник сильной президентской власти. Я не верю в украинский парламентаризм, особенно, когда за каждой десяткой депутатов стоит тугой кошелек. Какой же это парламентаризм? Это Европа XVIII-го века. Ответственности — никакой. Нет политического адресата критики. Мы никого толком не можем критиковать, потому что мы видим 450 человек, которые выясняют между собой отношения как на Сорочинской ярмарке, а потом все это называют государственным управлением.

— Сейчас объектом пристального внимания политиков является и главное следственное ведомство страны, а если точнее — кресло генпрокурора. Допустим, сменят Медведько, но изменится ли от этого генеральная линия Генеральной прокуратуры?

— Да, на самом-то деле, проблема генерального прокурора не в Медведько. Проблема в том, что за десять лет нет ни одного раскрытого серьезного преступления, ни одного дела, доведенного до суда, не действует институт прокуратуры в Украине. А год назад прокуратура вообще превратилась в обычную площадку для выяснения отношений между силовиками исполнительной власти и силовиками, подчиненными Президенту. Прокуратура — это самое слабое место в украинской государственной машине. Сегодняшняя прокуратура в целом — от районной до Генеральной, мечется между властью и бизнесом. Она зажата между ними, она совершенно не живет в ритме правоохранительного органа. Поэтому дело не в том, сменим мы Медведько или не сменим. Что-то не так с самой системой прокуратуры.

— Также можно сказать, что что-то не так, мягко говоря, у нас и с судебной системой. И список этих «что-то не так», к сожалению, можно продолжать довольно долго...

— Да, бесспорно. Но, понимаете, во многих странах мира именно прокуратура сдерживает коррупционную похотливость судов. А у нас суды превратились в заменитель отсутствующей биржи. Кто больше даст, тот и получает предприятие или снимает судебную ответственность и т.д. А прокуратура... Прокуратура — соучастник этих мероприятий и все. Поэтому, нет никакой интриги в персоне генпрокурора, не работает сам институт. А для Запада это невозможно — чтобы не работала прокуратура. Это у них не вписывается в голову! Да, наша прокуратура якобы работает, она воспроизводит большое количество бумаг, эти бумаги куда-то движутся, кого- то сажают, кого-то выпускают, но основной функции — функции надзора за судебной властью и за исполнением закона, прокуратура не выполняет.

— Многие политики, в частности, народные депутаты, твердят, что корень зла всевозможных властных кризисов кроется в Конституции. Дескать, несбалансированный, противоречивый, запутанный Основной Закон страны не дает нормально функционировать ветвям власти. Виктор Ющенко 2008-й огласил годом конституционных изменений. Как считаете, с учетом диаметрально противоположных взглядов ключевых политических игроков на то, какой должна быть и по форме, и по содержанию, Конституция, что-то общее и компромиссное может получиться?

— Знаете, мы только что подняли весьма важную тему о неработающем институте прокуратуры. Так вот, я считаю, что лучше бы Президент сосредоточился все-таки на реконструкции прокурорской, судебной власти, МВД. Это ведь такая гангрена на теле Украины... А вот если после этого будут еще силы, можно заняться и реформированием Конституции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать